Физкульт-привет. Как сделать бизнес на фитнес-клубах
Украинский фитнес наращивает мускулы – ежемесячно в стране открывается как минимум один спортивный клуб. Но несмотря на это рынок фитнес-услуг насыщен лишь на 20%
Выпускник московского института физкультуры киевлянин Олег Некраса последние несколько месяцев занят новым для себя делом – он изучает экономику. Наука о том, как получить прибыль, дипломированному мастеру по китайской гимнастике тайцзи понадобилась, чтобы написать бизнес-план собственного спортивного центра. "Идея следующая: создать клуб, в котором сможет заниматься спортом и совершенствовать дух любой человек, независимо от физической подготовки, состояния здоровья или возраста, – объясняет Некраса. – Главное, чтобы это было востребовано". И, похоже, киевский спортсмен, практикующий шанхайскую школу тайцзи, оказался в нужном месте в нужное время – в Украине начинается бум спортивных клубов.
С начала года в стране ежемесячно открывается один фитнес-центр и около пяти маленьких студий, специализирующихся на каком-либо виде спорта. Среди новичков – сеть российских клубов "СпортЛэнд", украинские FreeStyle, "Фитнес-Блокбастер", "БиоРитм" и Fitness Life. Открыли новые точки и сети Sport Life и Gold Fitness. "Основная тенденция в том, что растет бизнес-сегмент, – комментирует происходящее Вадим Гуменюк, директор по фитнесу клуба здоровых удовольствий "5 элемент". – Причем это соответствует ожиданиям потребителей. Они все чаще стали перемещаться из залов экономкласса в спортивные центры бизнес-уровня. Переходят туда и из клубов премиум-класса, правда, многие возвращаются обратно".
Приходят в тонус
Самая привлекательная для инвесторов сторона фитнеса – это высокая рентабельность бизнеса. Опрошенные Фокусом эксперты оценивают ее на уровне 30–40% годовых. Кроме того, клубы среднего уровня достаточно быстро выходят на точку безубыточности. "Мы планируем выйти в ноль уже через месяц", – рассказывает Александр Лебедев, совладелец нового харьковского клуба "Пароход", открывшегося всего две недели назад. У украинского совладельца сети "СпортЛэнд" Олега Ткача похожие планы: по его расчетам, клубы, из которых пока работает один, должны выйти на точку безубыточности всего за один квартал.
Впрочем, не все так радужно в фитнес-индустрии. Первоначальные вложения в клуб, если его строить с нуля, до кризиса составляли $1,3–1,5 тыс. на квадратный метр, подсчитал Вадим Гуменюк из клуба "5 элемент". Сейчас расценки возросли. В тот же харьковский "Пароход" Лебедев с компаньоном вложили около $2,5 тыс. за квадратный метр. Составляя бизнес-план до кризиса, совладельцы планировали окупить вложения за два года, теперь же этот срок, скорее всего, увеличится до трех лет.
Тренировки тренеров
Один из самых известных фитнес-клубов Киева - "Аквариум", который расположен на жилмассиве Оболонь, конкуренцию недавно открытых коллег особо не ощутил. Ни на количестве клиентов, ни на кадрах, утверждает Роман Блиндер, генеральный директор клуба. "Но все же, некоторых наших инструкторов новые спортивные центры приглашают на должности, связанные с управлением", - не скрывает он. Правда, для топ-менеджера, охота за его подчиненными скорее, как комплимент: это значит, что школа подготовки фитнес-инструкторов "Аквариума", которая работает уже почти десятилетие, высоко ценится на фитнес-рынке.
Готовить тренеров самостоятельно фитнес-центр "Аквариум" заставила необходимость: кадров нужной квалификации на рынке просто не было. "Основатели клуба подошли к этому более дальновидно: взяли группу выпускников инфиза и просто повезли их в Москву стажироваться", - говорит Блиндер. Сейчас ситуация немного изменилась: институты физкультуры Украины, обладатели дипломов которых единственные, кто имеет право работать тренерами и инструкторами, только сейчас начали вводить направление по обучению фитнес-инструкторов. Несмотря на это, во многих фитнес-клубах страны созданы собственные школы подготовки спортсменов.
Дефицит кадров породил предложение. В Киеве открылся Университет пилатеса, который зарабатывает на обучении потенциальных тренеров этому модному виду гимнастики. Правда, пока объем рынка фитнес-образования невелик. "Он может достигать $200 тыс. в год", – предполагает Роман Колядюк, управляющий партнер компании Advertising&Marketing Group COMPASS.
Прыжки в ширину
ФокусаВпрочем, другой собеседник Фокуса, открывший недавно свой фитнес-клуб, утверждает, что несмотря на полную прозрачность бизнеса в виде взяток пришлось заплатить несколько сотен тысяч долларов. "Я хотел сделать все как надо, – рассказывает владелец клуба, согласившийся лишь на анонимное интервью, – ступеньки той высоты, которая требуется по правилам пожарной безопасности, правильную ширину дверей, запасные выходы. Пожарный инспектор все это посмотрел, померил и сказал, что претензий нет". Но через неделю предприниматель получил акт с тридцатью замечаниями. "И я понял: чтобы открыться, мне придется решать вопрос другим способом, – вспоминает он. – Оказалось, достаточно перечислить сумму в долларах с пятью нулями в благотворительный фонд". Таким же образом владельцу клуба пришлось получать и разрешение от санэпидемстанции.
Все это повышает затраты на открытие клуба, а значит, влияет и на цену абонемента. А он для спортивного клуба, который рассчитывает на успех, не должен превышать 600–800 гривен в месяц, считает Виктория Зыкова, президент Украинской федерации фитнеса. "Основные клиенты в нашем бизнесе – это потребители среднего сегмента, – утверждает она. – Клубов, отвечающих их потребностям, все еще недостаточно". А недорогих заведений для всей семьи в 15 минутах ходьбы от дома и вовсе единицы. Но это не означает, что количество фитнес-клубов будет неуклонно расти. Пустеющие кошельки среднего класса и мелких предпринимателей просто не позволят этого.
Екатерина Шаповал, Фокус