Управдым. Запрет рекламы сигарет увеличит контрабанду табака
По мнению борцов с курением, полный запрет рекламы сигарет должен улучшить здоровье нации, но участники рынка уверены, что это только увеличит доходы нелегальных продавцов
В 2010 году украинцы выкурили около 15 млрд. штук контрабандных и поддельных сигарет. Это в 15 раз превышает показатель 2005 года и в 2,2 раза – показатель 2009-го. В результате в бюджет не поступили миллиарды гривен акцизного сбора, сотни тысяч гривен налога на добавленную стоимость, а торговля сигаретами еще более криминализовалась. По мнению представителей крупных табачных компаний, которое они, впрочем, предпочитают высказывать неофициально, к такой ситуации привела непродуманная борьба с курением, в рамках которой в стране за последние три года восемь раз повышали ставки акцизного сбора на табачные изделия, вследствие чего они подорожали втрое. Но несмотря на то, что производство сигарет в 2010 году в стране упало, налоги украинских производителей, а также сборы от легального импорта в 2010 году пополнили бюджет на $1,5 млрд., что равно 8% дохода государственной казны.
При этом легальным налогоплательщикам – табачным компаниям – год из года становится все труднее вести бизнес. Борясь за здоровье нации, украинская власть вводит для табачников жесткие ограничения, аналогов которым нет ни в одной развитой стране мира. Сейчас готовится ко второму чтению законопроект №5164, согласно которому будет введен запрет на любое информирование о табачных изделиях, вплоть до размещения сигаретных пачек на прилавках. Кроме того, табачников хотят лишить права заниматься любыми видами спонсорства и благотворительности, а также возборонить им размещать табачные бренды на товарах, которые не являются сигаретами – например, на оберточных упаковках или пепельницах.
Слепой с глухим
Сейчас в Украине запрещены все основные виды рекламы табачных изделий – 15 лет назад ее не стало на телевидении и радио, два года назад она исчезла с улиц городов и больше года ее не печатают в неспециализированных газетах и журналах. Для того чтобы прорекламировать свою продукцию, табачники могут устраивать вечеринки для совершеннолетних, печататься в изданиях, посвященных табаку, а также размещать свою печатную продукцию в местах продаж сигарет. Еще одним дозволенным способом рекламы осталась прямая коммуникация с потребителем: например, когда промоутер предлагает купить определенную марку сигарет и выиграть приз.
Все это не устраивает одного из самых непримиримых борцов с производителями сигарет в Украине Константина Красовского, завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава. "Рекламу нужно запретить полностью, в том числе и плакаты в местах продаж, – категоричен он. – Только так можно уменьшить количество курильщиков". Красовский, который в составе рабочей группы принимает участие в доработке спорного законопроекта, убежден: помимо того, что табачники постоянно находят лазейки, чтобы их рекламу увидели как можно больше людей, любое упоминание о сигаретах ведет к распространению курения.
Фокусу удалось получить материалы рабочей группы по доработке законопроекта, общий объем которых составляет около 250 страниц текста мелким шрифтом и, по сути, напоминает диалог слепого с глухим. Борцы за здоровье нации не слышат доводов представителей табачной отрасли, которые, в свою очередь, ищут любые способы оставить рекламу в законе.
Их главный аргумент – недейственность драконовских запретов. "Принятие этого законопроекта не приведет к существенному снижению доли курильщиков", – считает директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко. И у него есть серьезные основания для такого вывода: число курильщиков в странах с либеральными табачными законами не слишком отличается от тех государств, где действуют строгие запреты. Например, в Латвии, где не увидишь рекламу сигарет на улицах и в массмедиа, курит 37% граждан, а в Швейцарии, полностью запретившей рекламу табака лишь в электронных СМИ, курит всего 27% населения.
Еще одна причина, по которой табачные компании протестуют против закона, – опасение проиграть борьбу за потребителя поставщикам нелегальной продукции. "При отсутствии информации о продукте единственным инструментом конкуренции остается цена. А цены на продукцию легальных производителей не смогут конкурировать с ценами теневого рынка, – предупреждает генеральный директор ассоциации "Укртабак" Валентина Хоменко. – Легальные сигареты быстрыми темпами будут замещаться нелегальными".
При этом пострадают от контрафакта прежде всего подростки. Такие сигареты дешевле, чем легальная продукция, а продавцов, незаконно торгующих на улице, возраст покупателей интересует в последнюю очередь. По данным Министерства здравоохранения, количество курящих молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет в 2010 году выросло почти на 1%.
Впрочем, в мире существует немало примеров успешной борьбы с курением. Николай Полищук, экс-министр здравоохранения, а ныне глава координационного совета "Украина, свободная от табачного дыма", утверждает, что запреты помогли бороться с курением в США, Польше, Финляндии и Швеции. "Там полностью запретили рекламу табака, а также курение в общественных местах, – рассказывает он. – Например, в Польше запрещено курить на ходу".
Курить нельзя запретить
Всего с начала 2010 года в Верховной Раде было зарегистрировано 13 законопроектов, направленных на борьбу с курением. Причем в случае принятия некоторых из них убытки понесут не только табачные компании, но и мелкие предприниматели, торгующие сигаретами. Например, сразу несколько законопроектов предлагают запретить продажу табачных изделий в киосках, а также на остановках общественного транспорта и в метрополитене. По мнению автора одного из законов, народного депутата Юрия Кармазина, такая мера сделает сигареты менее доступными и будет способствовать здоровому образу жизни.
Но одними законопроектами, наступающими на горло табачным компаниям и их дистрибьюторам, ситуацию с курением не изменить, считают все опрошенные Фокусом эксперты. Константин Красовский утверждает, что за годы существования госпрограммы по борьбе с курением государство не выделило на нее ни копейки, и говорит, что запрет рекламы уменьшит число курильщиков лишь в далекой перспективе. "Необходимо запретить курение на рабочих местах, организовать помощь тем, кто хочет избавиться от вредной привычки, а также широко информировать о вреде табачного дыма", – говорит Красовский.
Правда без реальных действий со стороны государства и эти меры ничего не изменят.
"Мы живем в стране, где ничего не делается для создания альтернативы нездоровому образу жизни, – резюмирует глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. – У нас не строят бассейны, нет детских кружков, не развивается спорт. О какой борьбе с курением можно говорить?".
Екатерина Шаповал, Фокус