Денег туры не клюют. Туроператоры ставят на дешевые путешествия

Туроператоры предлагают дешевые туры, намереваясь вывезти за границу больше украинцев, чем в докризисном 2008 году

Рабочий день в одной из киевских турфирм, расположенных на окраине города, начинается почти по-советски: решительно настроенная группа людей, собравшихся перед дверью, громко спорит, кто зайдет первым. И пусть очередь небольшая, но директору фирмы Ольге, в это время спешащей на работу, такая картинка, как бальзам на душу. Ведь толпящиеся перед ее офисом люди – это потенциальные туристы. "Такого наплыва клиентов я не помню с начала кризиса, – не скрывает радости Ольга, – а перед майскими праздниками нам даже пришлось увеличить рабочий день, мы уходили домой после восьми вечера".

Ажиотаж стал следствием новой ценовой политики операторов. Стремясь вывезти на отдых за границу такое же количество граждан, как и до кризиса, они предлагают путешествия по небывало низким ценам. Например, туры в Испанию или Грецию сейчас продают дешевле, чем путевки в Турцию, а отдых на курортах Туниса стоит почти столько же, сколько и на ранее более дешевом побережье Анталии. Недельный отдых в четырехзвездочном отеле в тунисском городе Сусс в середине июля обойдется в $1,3 тыс. на двоих, что равно стоимости проживания в отеле аналогичного класса в турецком Кемере.

Пока такая политика приносит плоды. "В начале 2011 года рынок вернулся к объемам 2008 года, в течение которого за границей организованно отдохнули полтора миллиона украинцев", – рассказывает Тарас Демура, директор по продажам и маркетингу одного из самых крупных украинских туроператоров TUI Travel. Итоги года, вероятно, окажутся даже более радужными: в 2011-м поток туристов может достичь 1,8 млн. человек. В этом случае, по подсчетам Демуры, денежный оборот рынка составит рекордную цифру – $1,5 млрд.

Туристическая пирамида

Как поясняет Тарас Демура, снижение цен на заграничные путешествия – не что иное, как демпинговые войны, которые ведут операторы рынка: "Вот вы видите цену в 300 долларов за неделю в Турции, но такого не может быть, потому что только авиабилет стоит около 250 долларов. Или Испания за 400 евро при цене авиабилета в 350 долларов".

В такие убытки компании загоняют себя не из-за неумения считать, а в надежде, что, обслужив большее количество клиентов, турфирма сможет заработать на высоком обороте. "Когда растут обороты, эта финансовая дыра все менее и менее значима, – рассуждает Демура, – поскольку есть некая подушка безопасности, когда люди приходят и платят наперед".

Впрочем, такая схема, больше похожая на пирамиду, может стать причиной разорения, если оборот компании будет не расти, а падать, уверяет Демура. Именно в такую ситуацию попал обанкротившийся в прошлом году оператор Karia Tour. Компания, продавая путевки в убыток, не смогла рассчитаться с отелями, в результате чего из гостиниц Анталии были выселены более 4 тысяч украинских туристов.

Как выяснил Фокус, в этом году операторы рынка прогнозируют новые банкротства. Впрочем, сказать открыто о том, какие именно компании угрожают стабильности всего туристического рынка, никто из опрошенных экспертов не решился.

Границы без замков

Еще одним инструментом борьбы за кошельки отдыхающих украинцев стала в этом году география: крупнейшие туркомпании расширили список предложений и вовсю зазывают туристов туда, куда раньше возили не очень активно – в Грецию, Черногорию и Хорватию. На лето 2011 года украинские туроператоры зафрахтовали почти вдвое больше чартерных рейсов в эти страны, чем годом ранее. Например, авиакомпания МАУ – лидер чартерных авиаперевозок в Украине – за нынешний сезон должна перевезти в Черногорию и обратно более 3 тыс. человек, в Хорватию – 5 тыс., а в Грецию – 7,5 тыс. В прошлом же году на черногорском и хорватском направлениях было забронировано по 2,5 тыс. мест, на рейсы в Грецию – всего 3,5 тыс.

Одна из компаний, сделавших в этом году ставку на средиземноморское побережье Европы – международный туроператор TEZ Tour, предложивший согражданам отдых на Крите на любой кошелек. Так, неделя, в отеле четыре звезды даже в самый разгар сезона – в июле – обойдется туристам в сумму от 1 тысячи евро за двоих. TEZ Tour давно отправлял в Грецию туристов из России, но украинская часть оператора не работала с этой страной, как и с Испанией, из-за жесткой визовой политики посольств.

Но в прошлом году ситуация изменилась, рассказывает Аркадий Маслов, коммерческий директор TEZ Tour, посольства изменили подходы к украинцам, выезжающим через турагентства и теперь отказывают в визах лишь 2% отдыхающих. Кроме того, в 2010-м консульский отдел испанского посольства сократил срок рассмотрения заявок с двух недель до пяти дней и разрешил уплачивать консульский сбор в гривне.

А в начале июня министр иностранных дел Греции Дмитрис Друтсас заявил, что его страна выступает за отмену визового режима с Украиной. Греки берут пример с соседней Турции, которая, упростив визовый режим, смогла неплохо заработать на увеличившемся втрое потоке украинских туристов.

Кстати, в этом году денежный ручей несколько уменьшится – украинские операторы собираются вывезти на побережье Анталии меньше туристов, чем в прошлом году. В авиакомпании МАУ на это лето в направлении Турции зафрахтовано 60 тыс. мест, тогда как в 2010-м было на 20 тыс. больше.

Экономика против географии

Впрочем, количество направлений, доступных любителям бюджетного отдыха, по-прежнему невелико из-за отсутствия прямых перелетов на эти курорты. "У украинцев на дальних направлениях нет особого выбора, – говорит Аркадий Маслов – Они должны летать регулярными рейсами, что дорого, либо различными стыковочными чартерами, а это увеличивает стоимость путевки".

В России туроператор решил эту проблему, создав собственную авиакомпанию, перевозящую туристов на сверхдальние расстояния. Но в Украине это пока невозможно. Как уже писал Фокус, в стране авиаперевозки фактически поделены между двумя национальными авиахолдингами, которые, имея прикрытие в высоких кабинетах, не пускают на рынок конкурентов.

Владимир Гавриш, директор украинского подразделения российской компании Natalie tours, считает, что такое положение вещей должно поменяться. По его мнению, украинские авиакомпании лишь выиграют, открыв рынок для конкурентов. "Чем больше будет игроков, тем доступнее станут перелеты для массового потребителя, – рассуждает он, – а значит, большее количество людей будет пользоваться услугами авиакомпаний и в итоге вырастут обороты и общий пассажиропоток. Отчасти искусственно закрытая ситуация тормозит инвестиции в аэропорты, инфраструктуру, и безусловно, в туризм самой Украины".

В компании Natalie tours знают о чем говорят: туроператор готовится увеличить обороты при помощи вышедшей недавно на рынок авиакомпании Fly Dubai, которая, помимо невысоких цен на перелеты, предлагает самолеты повышенной комфортности.

Екатерина Шаповал, Фокус