Кремлевский мечтатель. Интервью главного модернизатора России
Будет ли вторая волна кризиса, с кем Украине лучше – с Россией или с ЕС, а также о том, возможен ли у нас белорусский сценарий, Фокус расспросил известного российского экономиста Александра Аузана
Доктор экономических наук россиянин Александр Аузан из тех редких экономистов, работы которых известны не только профессиональным исследователям. Его "Институциональная экономика для чайников", которую напечатал в этом году российский Esquare, на примерах современной России доказывает, почему успешное экономическое развитие страны практически невозможно без демократии, и как в этих условиях искажаются многие законы рынка. Но, несмотря на практически оппозиционное исследование, российская пресса называет Аузана "прокремлевским экономистом", ведь уже много лет он работает в структурах при президенте и парламенте своей страны.
Авторитетный ученый и сейчас совмещает два противоположных направления: возглавляет Институт национального проекта "Общественный договор" и занимается главным детищем Дмитрия Медведева – модернизацией, занимая должность руководителя консультативной группы в Комиссии по модернизации и технологическому развитию при президенте РФ. При этом авторитетный экономист фактически признает, что идея модернизировать Россию – на грани фантастики.
– Вас можно назвать самым крупным специалистом в области модернизации России?
– Самым крупным специалистом по модернизации в России можно назвать человека, который завершит этот процесс успешно.
– А это возможно?
– Последние 300 лет не удается. Хотя если модернизации не произойдет, апокалипсиса не случится. Через 15 лет Россия будет выглядеть так: собственники переберутся в Лондон, а в стране останутся менеджеры, таджики и пенсионеры. Пенсионеры получают пенсии из кусочка нефтяной или какой-нибудь другой ренты, таджики строят то, что нужно собственникам, под руководством менеджеров, которые обслуживают огромную пятиполосную трассу из Китая в Европу. Очень скучная страна, маргинализирующаяся.
– Получается, Украину ждет еще худшее будущее? У нас нет ресурсов для выплаты пенсий.
– Верно. Но именно это заставляет вас заниматься чем-то уже сейчас. Потому что проклятие ресурсов (эта тема уже 15 лет популярна в мировой экономической науке) плохо действует на сознание доминирующих групп и на права собственности. И это факт. Поэтому для Украины отсутствие пенсионных ресурсов нации – скорее плюс, чем минус. Это побуждение.
– В украинском обществе бытуют два противоположных мнения. Одно о том, что Украине без России никуда, а другое – от северной соседки нужно бежать, как от чумы. Где истина?
– Евросоюзу не до вас. Это точно. В обозримый промежуток времени евроинтеграция в серьезных формах маловероятна. И дело не только в долговом кризисе ЕС – за Грецией, Ирландией, Португалией стоит еще проблема интеграции Румынии и Болгарии. С другой стороны, Таможенный союз – это интересная перспектива. Я имею в виду вступление Украины в Таможенный союз с Белоруссией, Казахстаном и Россией.
Появление Украины в Таможенном союзе довольно сильно изменит всю обстановку к лучшему, поскольку сейчас ситуация следующая: носителем наиболее передовых экономических институтов является Казахстан. У него многие институты лучше – по деловому и инвестиционному климату, по способам регистрации. Но государство находится под давлением менее развитых стран. Украина и Казахстан окажутся полюсами, которые будут положительно влиять на Таможенный союз. Более того, у России появится противовес. Казахстан и Белоруссия маловаты для того, чтобы составить противовес России, а Украина – в самый раз.
– Украину в Таможенный союз заманивают дешевым газом. Не произойдет ли со страной то, что случилось с Белоруссией, которая сейчас расплачивается за этот ресурс?
– Все-таки я бы не сравнивал. Украина в 10 раз больше. У нее диверсифицированная промышленность, другой политический режим. Ведь для того чтобы так развратиться, нужен был авторитарный режим. В Украине, что ни говорите, этого нет.
– Но многие считают, что Украина скатывается к авторитаризму.
– В этом смысле вступление в Евросоюз благо. В некоторых новых европейских странах тоже были такие тенденции, но европротоколы и еврокомиссары просто не дали скатиться в ту сторону. Поэтому я не хочу сказать, что вступление в Евросоюз это плохо для Украины. Хорошо! Я просто не считаю его реальным.
Налогозаложники
Главной мыслью теоретических работ Александра Аузана является то, что основа успешных перемен в экономике России – изменение политических институтов. Эта теория вполне применима и к Украине. В качестве примера профессор предлагает ответить на вопросы, почему его страна в кризис не строила дороги, не инвестировала в космическую связь.
– Кризис – замечательное время для вложений в инфраструктуру, поскольку это сразу дает мультипликационный антикризисный эффект. Но в России этого не произошло. Почему? Потому что разворуют. Если бы меняли институты, все равно были бы потери на воровстве, но меньшие.
В итоге деньги вложили не в оптоволокно, не в космическую связь, не в ремонт дорог, а в повышение доходов пенсионеров.
– Похожие процессы прошли и в Украине.
– В наших странах разорвана связь между налогами, которые человек платит, и общественными благами, которые он хочет получить. В результате политические рынки оказываются дисбалансированными – и там начинается ухудшающийся отбор. Это означает, что выигрывает популист, который приходит и говорит: я дам вам все.
В любой европейской стране нормальный налогоплательщик поинтересовался бы: а кто за это все заплатит? А не повысятся ли налоги? Откуда вы это возьмете? Если с крупного капитала, а не убежит ли он из страны? Не получится ли, что я буду за это платить?
В нашей стране избиратель так не рассуждает. Я не знаю как в Украине, но, подозреваю, так же. Российский гражданин не осознает, что он платит налоги, и это при том, что налоговая нагрузка немаленькая. Ведь мы все понимаем: многие косвенные налоги тоже ложатся на потребителя. Например, пошлины и налог на добавленную стоимость. Понимаем, что подоходный налог, который администрируется работодателем, платит на самом деле сотрудник. И социальный налог, пусть он числится за работодателем лишь отчасти, платит гражданин.
У нас не будет нормального представительства во власти, пока люди не поймут, что именно они за все платят. Вот это главная причина того, почему у нас не срабатывают экономические механизмы.
– Возможна ли вторая волна кризиса, о которой говорят уже третий год?
– Ситуация все время меняется. До "Фукусимы" и обострения долгового кризиса в Европе я бы сказал, что она близка к нулю. А сейчас, когда почти выбыла вторая экономика мира –
японская и пока непонятно, как решатся долговые кризисы в Европе и Северной Америке, вероятность возросла. Она составляет примерно 15%. Это много, поэтому я не исключаю второй волны.
Екатерина Шаповал, Фокус