Сюжет дня. Ex.ua поплатится за платный контент
Введение платного доступа на самом популярном украинском файлообменнике Ex.ua вряд ли станет для сайта фатальным, однако, падение объемов траффика, по прогнозам экспертов, составит около 60%, а объем рекламы упадет на 40%
Сегодня, 18 июля, стало известно, что крупнейший украинский файлообменный ресурс Ex.ua открывает раздел с платным доступом. Как рассказал изданию Коммерсантъ-Украина представитель проекта Валерий Вавилов, вначале он будет содержать около 30 тыс. различных релизов – в основном музыка и фильмы. Прослушивать и просматривать их можно будет за абонплату, которая ориентировочно составит 10 гривен в месяц. "У нас уже есть ряд договоров с украинскими, российскими и западными правообладателями о платном распространении контента", – рассказал он.
В США к владельцам кафе с точкой доступа wi-fi могут прийти и оштрафовать на десятки тысяч долларов, если с этого IP-адреса была зафиксирована попытка скачать что-то с трекеров.
В агентстве цифрового маркетинга Prodigi приветствуют решение Ex.ua по реализации платного контента. "Безусловно, в долгосрочной перспективе это взвешенное решение и более правильный путь развития ресурса. Уже сейчас правообладатели ужесточают пути выявления пиратства и наказания нарушителей. Например, в США к владельцам кафе с точкой доступа wi-fi могут прийти и оштрафовать на десятки тысяч долларов, если с этого IP-адреса была зафиксирована попытка скачать что-то с трекеров. Украине, конечно, до этого далеко - из-за несовершенства прописанных процедур обнаружения нарушений и их регистрации. С другой стороны, всегда найдутся те, кто будет с упорством искать и создавать пути для пользования нелицензионным контентом", - отметила Фокус.ua Оксана Завойко, директор агентства цифрового маркетинга Prodigi.
Не думаю, что инициатива файлообменника будет тотальным провалом, но не будет и прорывом.
Согласны с Завойко и в Украинской ассоциации интернет рекламы. "Не думаю, что инициатива файлообменника будет тотальным провалом, но не будет и прорывом, поскольку ресурс ex.ua достаточно крепок в своей финансовой модели, имеет хорошую устойчивую аудиторию. Предложить какой-то аудитории заплатить деньги за контент – вполне неплохое решение. Но не думаю, что эта группа будет велика", - рассказал Фокус.ua Андрей Заблоцкий, исполнительный директор УАИР.
Окупаемость сервиса, который собирается зарабатывать на продаже контента, в каждом конкретном случае зависит от его бизнес-модели.
"В мире есть несколько моделей окупаемости интернет-сервисов. Это может быть окупаемость за счет рекламы (как у Яндекса), окупаемость за счет предоставления платных услуг. Есть также модель, когда базовая функциональность или возможности предоставляются бесплатно, а за "плюшки" повкуснее приходится платить (как, например, в некоторых соцсетях или онлайн-играх). Так что окупаемость сервиса, который собирается зарабатывать на продаже контента, в каждом конкретном случае зависит от его бизнес-модели и того, насколько удачно он реализован (цены, удобство онлайн-оплаты, способ раздачи контента и пр). Именно за счет сочетания этих факторов iTunes стал самым крупным музыкальным магазином в США", - пояснил Фокус.ua Сергей Петренко, генеральный директор компании "Яндекс.Украина".
"Еx.ua - файлообменник, который давно хочет работать с легальным контентом. Они усиленно работают с файлообладателями. Сегодня их представитель есть в Одессе, где проходит кинофестиваль, там они ведут переговоры о покупке легального контента. Аудитория разная. Кто захочет приобрести у них (Еx.ua. - ред.) контент, это сделает", - сообщил Фокус.ua Игорь Михайлов, заместитель главы Украинской антипиратской ассоциации.
По мнению Заблоцкого, основная задача компании, которая хочет заработать на файлообмене, – угадать, сколько нужно брать с пользователя и какую модель использовать: подписку, получение денег за разовый просмотр. Вместе с тем, очень важно, угадать сумму, которую пользователь готов за это заплатить, в том числе, региональный пользователь, который может заплатить значительно меньше, чем жители богатых городов. "Кроме того, в Украине существует большая сложность в готовности совершать интернет-платежи банковскими карточками. Соответственно, наиболее популярная у нас форма платежей – это интернет-деньги и отправка sms. Поскольку sms-провайдеры берут достаточно большой процент за перечисление денег, соответственно, эта модель становится еще более громоздкой", - пояснил Заблоцкий.
Прогнозирую падение объемов траффика приблизительно на 60%, соответственно, падение рекламы будет процентов на 40.
В агентстве Prodigi считают, что в случае перехода сайта Ex.ua на полностью платный контент, позиции файлообменника значительно снизятся. "Прогнозирую падение объемов траффика приблизительно на 60%, соответственно, падение рекламы будет процентов на 40. Потому что те, кто раньше все скачивал на ex.ua, с легкостью и без всякого ущерба перейдут на пользование соцсетью Vkontakte.ru как файлообменником", - отметила Завойко.
Напомним, за время работы Ex.ua компанию неоднократно обвиняли в нарушении авторских прав. Наиболее резонансным стало упоминание ресурса в списке 25 крупнейших "пиратов" мира по версии Американской ассоциации звукозаписи (RIAA). Ex.ua был запущен в 2009 году. Ресурс наполняется в основном самими пользователями, которые загружают на серверы как личную информацию, так и многочисленные копии фильмов и музыки. На сегодняшний день месячная аудитория ресурса достигает, по информации представителей сайта, 6 млн. человек. На сайте размещено более 200 тыс. релизов.
Ольга Дидух, Фокус.ua