Большая окружная дорога вряд ли появится раньше 2020 года
Большая окружная дорога вокруг Киева вряд ли появится раньше 2020 года – еще не утвержден даже ее проект. Но земля на месте будущей трассы уже подорожала в несколько раз
Председатель Гостомельского поселкового совета Анатолий Кириченко недовольно провожает глазами фуру, проезжающую транзитом через поселок. Из-за бесконечного потока тяжелого транспорта по трассе Киев – Ковель в поселке быстро разрушается асфальт. "Не успеваем латать!" – жалуется Кириченко. Он надеется, что большая окружная дорога, которая пройдет по окраине Гостомеля, избавит улицы поселка от транзитного транспорта.
"Но в остальном особой пользы от окружной я не вижу", – рассуждает Анатолий Кириченко. Его можно понять: все земли, по которым пройдет будущая дорога, уже давно находятся в частных руках. "Сначала это были паевые земли, но потом люди их продали", – говорит мэр Гостомеля. Местная жительница Валентина Петровна рассказывает: "Мой пай был как раз на месте будущей окружной, но я продала его еще несколько лет назад, когда о дороге и речи не шло". Тогда Валентине Петровне казалось, что $100 за сотку – отличная цена, теперь же сотка земли в этом месте стоит $3 тыс. Называть свою фамилию и фотографироваться женщина категорически отказалась: продажа земли в Киевской области – слишком щекотливый вопрос. Сегодняшних хозяев земель в районе будущей трассы Анатолий Кириченко не называет, но жители поселка уверены: это кто-то из правительства.
Золотые мили
Цены на землю взлетели не только в Гостомеле. В соседнем селе Озера, по окраинам которого тоже пройдет "большая дорога", цена сотки за последний год увеличилась в несколько раз. Она теперь стоит в зависимости от близости к будущей трассе от $3 до $10 тыс. Парадокс в том, что такая цена на землю может еще больше увеличить и без того немалую стоимость прокладки шоссе. Только по предварительным подсчетам строительство новой окружной дороги вокруг Киева обойдется в $5–5,5 млрд. Но это далеко не окончательная сумма: по словам экспертов, денег может понадобиться вдвое больше.
Подсчеты весьма просты. Значительная часть средств уйдет на выкуп почти 14 тыс. га земли у собственников. Недешево обойдется и строительство мостовых переходов. Только два моста через Днепр, по предварительным оценкам "Укравтодора", потянут на 9 млрд. грн., причем реальная сумма может оказаться гораздо выше. Немало денег уйдет и на постройку 211 км самой дороги. Специалисты оценивают строительство 1 км магистрали такого класса в $2 млн. По уже существующим дорогам пройдет 65 из 211 км трассы, но и эти, уже готовые, километры со временем намерены расширить и отреставрировать.
Планируется, что будущая магистраль будет либо шести, либо восьмиполосной, с шумоизоляцией и многоуровневыми развязками в ключевых местах. Строить дорогу будут в несколько этапов. Первый участок протяженностью 145 км, от трассы Киев – Луганск до Борисполя и от трассы Киев – Ковель до Киев – Чоп и Киев – Одесса, намереваются сдать в эксплуатацию до 2012 г. Затем начнется возведение мостов и переходов. И, наконец, строительство последнего участка длиной 62 км от трассы Киев – Ковель до Броваров планируют закончить к 2017 г.
Делай деньги
Нормативный акт, согласно которому будет выкупаться земля для строительства окружной дороги, пока не готов.
Впрочем, по словам юристов, выкуп участков может происходить и по уже существующему Земельному кодексу, хотя такой путь довольно долгий.
"Согласно законодательству, выкупить земельный участок можно только у хозяина и только с его согласия", – пояснила Фокусу Наталья Опря, директор ООО "Юридическая консультация братьев Коваленко". По ее словам, если хозяин отказывается продавать землю под социально значимый объект, ее могут изъять через суд. Но при этом хозяин в любом случае получит за землю ту цену, которую установят эксперты.
Юристы подчеркивают: в суд может обратиться не только государство, но и бывший хозяин земли, у которого ее выкупили принудительно. "Если бывший владелец видит, что участок используется не для общественных потребностей, то он вправе отсудить его обратно, вернув государству деньги", – говорит Наталья Опря.
Эту возможность юристы считают надежной гарантией для хозяев земельных участков, выкуп которых планируется для строительства большой окружной. "Ведь вдоль этой дороги будут строиться отели, склады, рестораны, которые никак нельзя отнести к категории социально-значимых объектов", – объясняет г-жа Опря.
Провинциальные киевляне
Конечно же, земля стремительно дорожает не только там, где предположительно должна пройти дорога. К радости местных жителей и дачников, чьи наделы находятся в 10-километровой зоне от будущей автотрассы, цена их законных соток тоже возросла в геометрической прогрессии.
Жители "внутреннего кольца" уже автоматически причисляют себя к киевлянам: к ним должны прийти большие торговые центры, бизнес-комплексы, рестораны. И хотя сегодня бизнесмены неохотно раскрывают свои планы по экспансии района большой окружной, многие из них с нетерпением ждут момента окончательного утверждения плана будущей дороги. А некоторые уже давно застолбили себе участки в этом районе и даже объявили о строительстве. Так, бельгийская компания IIG совместно с местным девелопером коммерческой недвижимости группой компаний "Аладдин" планирует уже в этом году начать строительство трех индустриальных парков на житомирской, одесской и броварской дорогах.
По всей видимости, в скором времени примеру иностранных девелоперов последуют многие застройщики. Тем более что строить крупные коммерческие объекты за городом, да еще и возле дороги, дело очень выгодное. "Практика показывает, что полностью автономные крупные комплексы с собственными коммуникациями иисточником энергии строить на территории области более выгодно, чем в городской черте", – отмечает первый заместитель мэра столичного пригорода Вишневое Василий Стужук.
Дорога-призракОбластные чиновники верят, что трассу сдадут вовремя. "Безусловно, мы успеем закончить строительство первой очереди дороги к 2012 г. Такую уверенность мне дает то, что окружная внесена в государственную программу по подготовке к Евро-2012", – говорит глава Киевской областной администрации Вера Ульянченко.
Уверенности чиновникам придает и тот факт, что не вся денежная нагрузка по строительству ляжет на плечи государства. "Часть денег на строительство дадут частные инвесторы и партнеры", – уверяет генеральный директор "Киев-автодора" Георгий Глинский. Такой оптимизм разделяют не все.
"Не успеют они построить дорогу вовремя. Это же нереально!" – уверен мэр Гостомеля Анатолий Кириченко. С ним согласны и многие другие эксперты.
Ведь первоначальные сроки начала строительства уже давно прошли. Еще в конце 2006-го Вера Ульянченко предложила приступить к разработке проекта, а строительство первого этапа начать летом 2007 г.
Но сегодня не готов даже окончательный проект дороги. В проектном институте "Укргипродор", который разрабатывает план большой окружной, Фокусу сообщили, что на сегодняшний день готова лишь приблизительная схема кольца. "Сейчас ведутся изыскания на местности, специалисты прокладывают окончательный контур дороги. Допуски по существующим картам могут доходить до 200–500 метров", – объясняют в "Укргипродоре".
Окончательный вариант схемы будет готов только в сентябре. В институте такую заминку объясняют тем, что 70% будущей трассы проходит по новым направлениям и лишь 30% совпадает с существующими автомобильными дорогами.
Только после того как будет окончательно утверждена схема большой окружной, настанет время тендеров на постройку дороги, то есть поиск уже упомянутых частных инвесторов. Эта процедура займет не один месяц, не говоря уже о принудительном выкупе земли. Достаточно вспомнить историю с Русановскими садами в Киеве, где из-за нескольких дачников, не соглашающихся продавать свои участки, уже несколько лет тормозится строительство Подольского моста. Учитывая все эти проблемы, специалисты сходятся во мнении, что наиболее реальный срок окончания строительства большой окружной дороги – начало 2020-х. Что, впрочем, не помешает "придорожным" землям дорожать дальше. Вторую волну такого подорожания риелторы ожидают тогда, когда государство начнет выкуп территорий для будущей дороги.