Номер не пройдет. В погоне за быстрой наживой украинские отели берут звезды с потолка

Идея запретить украинским гостиницам работать без звезд провалилась. В проигрыше потребители и сами владельцы отелей

Related video

Прошедшей зимой украинской студентке Наталке Пахайчук пришлось решать нелегкую задачу – найти во Львове приятелю-иностранцу приличную гостиницу, проживание в которой стоило бы не выше 25 евро в сутки за номер. Пахайчук, ухитрявшаяся отдыхать в отелях Ниццы и Милана за 20 евро, в родной стране задание провалила. "Трехзвездочный отель, который мы нашли, оказался таким старым и страшным, что даже заходить в него было неприятно, не то что жить! – возмущается она. – Такого я не встречала даже в самом дешевом польском хостеле".

Похожую историю может рассказать и житель Луцка Сергей Крупий, который часто останавливается в киевских гостиницах, а недавно вернулся из Черногории. "Четыре звезды по-киевски – это 80 евро в сутки за старую кровать, убитую ванную и грязную мебель, – перечисляет он. – В Будве за вдвое меньшую сумму я жил в таком отеле, который иначе как "супер" не назовешь. Правда, звезд у него было не четыре, а всего две".

Несоответствие количества звезд качеству услуг – проблема большинства украинских гостиниц. Все дело в том, что прохождение сертификации – дело абсолютно добровольное. Поэтому, по словам управляющего ялтинским курортным комплексом Ripario Hotel Group Артема Мушихина, практически каждый второй украинский отель берет их с потолка.

В начале лета Верховная Рада проголосовала за законопроект, предписывающий всем украинским отелям обязательно проходить сертификацию. Как утверждает народный депутат Николай Томенко, выступивший за то, чтобы с 1 января 2012 запретить отелям, не прошедшим контроль, принимать постояльцев, цель нововведения – защитить интересы потребителей и содействовать их сознательному выбору услуг.

Правда, после второго чтения окончательный документ в конце июля попал на подпись президенту без революционной нормы. Как рассказал Фокусу на условиях анонимности один из операторов туррынка, посвященный в детали создания этого закона, "отбой" дали из Кабинета министров. Очевидно, не обошлось без влиятельных лоббистов, и в итоге новый правовой акт ничего в сфере гостиничного сервиса не меняет.

Редкие кадры

По данным Госкомстата, сегодня в Украине насчитывается 1731 отель, а официальные "звезды" или категорию из них имеют только 300. Остальные пока не спешат проходить сертификацию, хотя стоимость ее невелика – около 2 тыс. грн. в год. Заместитель председателя Гостурадминистрации Дмитрий Заруба считает, что в первую очередь это связано с тем, что многие гостиницы строили либо по советским правилам, либо по вкусу владельцев. "Собственники гостиниц не задумываются о стандартах, звездах, по крайней мере до окончания строительства, – говорит Артем Мушихин. – И ориентируются лишь на свой опыт, как правило, не имеющий ничего общего с отельным бизнесом".

Управляющий директор отельного комплекса "Старая Вена" Юлия Антоненко отмечает: часто хозяева гостиниц не соблюдают общепринятые в этом бизнесе стандарты, например, не проводят ремонт, не ставят кондиционеры или не оборудуют стоянки. "Старая Вена" пока не получила категории, но процесс сертификации на присвоение четырехзвездочного статуса уже практически прошла. "Мы подали все документы еще весной, но функции присвоения звезд 25 мая передали Государственному агентству по туризму и курортам, которое пока не работает, – рассказывает Антоненко, – теперь мы ждем, когда оно подтвердит выводы своего предшественника". По прогнозам Юлии, это произойдет в конце сентября.

Отдельная проблема – гостиничный персонал. Работники тех отелей, которые имеют три звезды, должны владеть как минимум одним иностранным языком, а служащие гостиниц более высокого класса – двумя-тремя. Но собственники экономят на сотрудниках и не хотят нанимать более высокооплачиваемых и образованных специалистов, считает Дмитрий Заруба. А Елизавета Юрушева, которая управляет бутик-отелем "Ривьера" и курирует строительство пятизвездочной гостиницы Fairmont, в свою очередь, отмечает: проблема в том, что в Украине вообще не налажена подготовка менеджмента в гостиничной сфере.

Сетевые гиганты

В большинстве европейских стран клиенты при выборе гостиницы исходят из количества звезд, в Украине же в основном приходится полагаться на рекомендации знакомых и личный опыт. Поэтому, по мнению г-жи Юрушевой, наличие или отсутствие звезд – не слишком серьезное препятствие для успешной работы украинского отеля. "Более важно мнение клиента, – уверена она. – Если он готов останавливаться в гостинице, не прошедшей сертификацию, важно чтобы отель оправдал его ожидания". Правда, этот рецепт работает лишь в случае достаточного предложения, а в Украине отелей не хватает. "Чтобы появилась конкуренция, нужны гостиницы во всех ценовых сегментах", – считает директор по продажам Marriott International GSA в странах СНГ Екатерина Томина.

В Киеве на 1 тыс. человек приходится 2,9 номера, а в Праге – 25,7, подчеркивает Марина Крестинина, директор департамента стратегического консалтинга и аналитики CB Richard Ellis. "Но если в столице Чехии в расчет брались только качественные гостиницы, то для Киева этот показатель учитывает все предложение гостиничных номеров, большая часть которого представлена морально и физически устаревшими объектами, – поясняет Крестинина, по информации которой существующих качественных отелей недостаточно для того туристического потока, который есть в Украине.

Обострить конкуренцию и стимулировать украинских отельеров вкладывать деньги в сервис мог бы выход иностранных сетей, которые представлены пока только тремя операторами – Radisson Blu, Hayatt и InterСontinental. И хотя уже в ближайшее время в столице откроются отели таких гигантов, как IBIS, Hilton и Fairmont, номеров по-прежнему будет не хватать. В Москве, к примеру, работают 20 мировых отельных брендов.

Не пускает мировых отельеров в Украину коррупция в земельных отношениях и сложности с получением документов. Юлия Бадюл, специалист по офисной недвижимости и инвестиционным проектам Украинской торговой гильдии, работающая с заявками иностранных девелоперов, рассказывает, что стандартное требование оператора – предоставить участок с подведенными коммуникациями и готовыми проектными документами – выполнить очень сложно. "В Киеве такие участки можно по пальцам пересчитать", – говорит г-жа Бадюл.

Кроме того, отрасль страдает из-за невысокой активности местных операторов, на бизнес-поведение которых ориентируются иностранные отельеры, принимая решение об инвестициях. Сделать украинский отельный бизнес более привлекательным и для инвесторов, и для потребителей помогло бы введение обязательной категоризации отелей. Это заставило бы владельцев гостиниц более внимательно относиться к качеству предоставляемых услуг и повысило бы конкурентоспособность сферы туризма и инвестиционную привлекательность страны в целом. Но реформа гостиничного бизнеса, задуманная властью, пока остается незавершенной.

Екатерина Шаповал, Фокус