Стоп машинам. Для реконструкции киевских дорог понадобятся десять лет и миллиарды долларов
Власть всерьез взялась за реконструкцию столичных дорог. Но даже такие высокие темпы строительства позволят обновить покрытие на всех улицах только к 2022 году
В последний месяц лета на съезде со столичного моста метро вовсю кипела работа. Строители в ярко-оранжевых касках и жилетах почти круглосуточное достраивали эстакаду на одном из самых проблемных для автомобилистов участков города. Они по-народному, лопатой, забрасывали горячий асфальт в пустоты прямо на щебенку, драили грязный бетон и отдирали от него приклеившийся намертво мусор и куски бумаги.
За бурной деятельностью работяг с усталой обреченностью наблюдали киевские водители. Из-за масштабной стройки все лето они по несколько часов простаивали на мосту, с завистью поглядывая на проносящиеся мимо вагоны метро.
Конец их мучениям настал 24 августа. Ко Дню независимости работа над развязкой, которая обошлась бюджету в 85 млн. грн. и пять месяцев непрерывного труда, была окончена.
Она – лишь часть глобальной дорожной реконструкции, затеянной властью. Только на капремонт дорог с начала нынешнего года ушло 236 млн. грн., то есть в 15 раз больше, чем в 2010 году. Еще миллиард столичные власти выделили на строительство развязок, мостов и инфраструктуры в рамках подготовки Киева к Евро-2012.
Впрочем, несмотря на огромные инвестиции, освободить город от постоянных заторов в ближайшее время не удастся. Латание дыр и расширение дорог – лишь малая часть глобальной программы по спасению забитых автомобилями столичных улиц.
Недешевая затея
Лето нынешнего года выдалось для киевского таксиста Дмитрия Юзвы по-настоящему жарким. И дело не только в погоде. В горячий отпускной сезон его доходы сильно упали. Виной всему – огромные пробки, в которых из-за ремонта столичных дорог ему приходилось простаивать часами, а иногда просто высаживать клиентов на полпути. "Однажды стоял около часа в глухой пробке, развернулся в Гидропарке и поехал в объезд через мост Патона. Потерял время и деньги", – недовольно разводит руками водитель со стажем.
Негодование таксиста понятно. Такой масштабной революции на дорогах и не типичных для отпускного сезона пробок столица еще не знала. А все потому, что в нынешнем году плановый ремонт киевских улиц совпал с подготовкой столицы к Евро-2012. По словам руководителя "Киевавтодора" Георгия Глинского, с начала года на реконструкцию столичных дорог из разных источников уже было выделено 800 млн. грн. Из них 300 млн. ушло на строительство двух развязок: на мосту метро и на пересечении проспекта Науки и Столичного шоссе, а также на ремонт бульвара Леси Украинки и части проспекта Бажана. Остальные деньги потратили на строительство съезда с моста Патона и на реконструкцию 1,5-километровой зоны вокруг Олимпийского стадиона, в которую входит 17 улиц.
И это не предел: чтобы завершить начатое, в первых числах августа киевские власти выделили на дорожное строительство еще миллиард. Впрочем, этих денег не хватит, чтобы решить даже десятую часть существующих проблем и во всей красе показать украинскую столицу гостям европейского футбольного чемпионата.
По словам Глинского, на капитальный ремонт киевских дорог нужно еще около 11 млрд. грн., то есть примерно 11 лет.
Подземный ответ
Директор института "Киевдормостпроект" Владимир Воробьев дает более оптимистичный прогноз: "Избавить Киев от пробок можно за пять лет, но для этого нужно комплексно решить сразу несколько глобальных проблем".
Во-первых, убрать с проезжей части припаркованные машины, которые уменьшают пропускную способность улиц на 5%.
Еще 25% городу гарантирует интеллектуальная транспортная система управления дорожным движением, которая создаст режим так называемой "зеленой волны". Благодаря ей водители смогут перемещаться по городу практически без остановок. Чтобы оснастить столичные светофоры специальными умными датчиками и объединить их в один комплекс, налогоплательщикам придется раскошелиться еще на 500–700 млн. грн.
Впрочем, даже за такие деньги окончательно решить проблему бесконечных киевских заторов не получится. Бич столицы – критическая нехватка дорог, которые занимают всего 2% ее площади. Для сравнения: в крупных европейских городах этот показатель не ниже 6%. "Решить эту проблему строительством новых дорог мы не можем, так как это чревато внедрением в существующую инфраструктуру города и сносом жилья", – комментирует наболевший вопрос Воробьев. По его словам, исправить ситуацию можно, достроив окружную на левом берегу, но это предполагает возведение двух мостов, то есть 7–10 лет работы.
Выход из патовой ситуации один – строительство в Киеве сразу нескольких подземных тоннелей. По прикидкам "Киевдормостпроекта" столице их нужно четыре, но пока в процессе разработки находятся два наиболее перспективных – от улицы Заболотного до Бориспольской трассы и от метро "Левобережная" до площади Победы.
Однако затея эта не из дешевых. К примеру, семикилометровый тоннель от Левобережной до площади Победы, на строительство и обустройство которого уйдет примерно 4 года, обойдется казне в баснословную по украинским меркам сумму – $800 млн. К тому же, если власть решится начать масштабное подземное строительство, то, по мнению экспертов, эта цифра возрастет в разы.
"В Украине все масштабные объекты стоят очень дорого, и народ почему-то не спрашивает, куда идут эти деньги", – негодует датский журналист Йоханнес Андерсен, изучающий в Украине проблемы коррупции. В качестве примера он приводит НСК "Олимпийский", реконструкция которого обошлась дороже, чем модернизация аналогичного немецкого стадиона "Олимпия" в Берлине.
Дураки и дороги
Впрочем, коррупция, на которую намекает европеец, – не единственная проблема. Порой дополнительные затраты и раздутые сметы – просто результат оплошностей чиновников. Наглядный пример – Московская площадь, которую в декабре минувшего года с помпой открыл президент Янукович. Уже после ее сдачи Министерство инфраструктуры приняло решение продублировать информационные знаки на столичных дорогах латиницей. В итоге недавно изготовленные специально для реконструированной площади указатели придется снимать и менять на новые. Для налогоплательщиков такой обмен выльется в копеечку. Как сообщил Фокусу финансовый директор компании "Знаки УА" Олег Кулик, стоимость изготовления одного знака с разработкой макета – 700 грн. за кв. м. Площадь готового продукта для города обычно составляет метр на два. То есть один информационный знак с указанием трех объектов и их дубляжом латиницей будет стоить 1400 гривен.
Профессионального водителя Юзву история с дорожными знаками не удивляет. В качестве еще одного примера, который показывает неразбериху в решении дорожных вопросов, он приводит Дарницкий мост. С момента его громкого открытия в сентябре прошлого года мост уже четырежды закрывали на ремонт из-за недоделок. "Уверен, что и сейчас все, что открыли, потом будут ремонтировать", – скептически прогнозирует таксист, добавляя, что, скорее всего, масштабную дорожную революцию и вовсе свернут после завершения Евро-2012.
Владимир Денисенко, Фокус