Колеса удачливых. Украинские бизнесмены отдают предпочтение передвижным офисам
Вслед за президентом украинские политики и бизнесмены обустраивают мобильные офисы в микроавтобусах и готовы выкладывать за это до $100 тыс.
"Когда мы с братом учились на четвертом курсе, по-просили отца подарить нам подержанный автомобиль Honda Civic, который рассчитывали переделать, чтобы он выделялся на улицах. Переделка заняла почти полтора года – мы закончили ее одновременно с институтом и поняли, что хотим заниматься этим и дальше", – рассказывает совладелец компании "Аверс-центр тюнинг" Святослав Коростелев. Вместе с братом-двойняшкой Антоном они основали фирму по тюнингу автомобилей – делали шумоизоляцию, перетяжку салона и установку стереосистем. Но вскоре поняли, что в Украине растет спрос на автороскошь. И теперь братья занимаются Lexus, Mercedes и Cadillac, переделывая элитные микроавтобусы и внедорожники в мобильные офисы.
Ежегодно компания выпускает в свет около 6–7 кардинально переделанных микроавтобусов и примерно столько же внедорожников. И это не так мало, уверяет Коростелев. Круг покупателей, которые могут позволить себе такой роскошный тюнинг, пока невелик. Устройство самого дешевого мобильного офиса обойдется покупателю в $15–20 тыс., а полномасштабная переделка и без того недешевого автомобиля может увеличить его цену вдвое и больше. Самый дорогой проект из уже реализованных братьями – создание мобильного офиса на базе Сhevrolet Express. "Если изначально авто стоило 100 тысяч долларов, то после переделки – уже 230 тысяч", – рассказывает Коростелев.
Не просто понты
Страсть к автомобилям братья Коростелевы унаследовали от отца, который в начале 90-х стал заниматься ремонтом машин. "У нас были все условия, чтобы начать свое дело", – объясняет Свято-слав. В 2005 году, когда братья решили начать бизнес, у них уже было пустующее помещение. На 35 тысяч долларов удалось закупить необходимое оборудование, организовать производственные и офисные помещения, дать первую рекламу.
Перейти от обычного тюнинга к устройству мобильных офисов братья решили не сразу. Первым шагом стало желание работать с автомобилями премиум-класса. "Таких услуг на рынке было немного, и мы начали покупать и устанавливать сложные звуковые системы, обтягивать салоны дорогой кожей", – рассказывает Коростелев. Постепенно братья поняли, что на рынке существует спрос и на полное переоборудование. "У нас многие покупают внедорожники. Но ездить с водителем на Cadillac Escalade, Lexus или Mercedes GL-Class не слишком удобно – их задние сиденья не рассчитаны на максимальный комфорт", – объясняют предприниматели. Поэтому при переоборудовании в первую очередь они заменяют "родные" кресла сиденьями от Mercedes или BMW президентского класса, ото-двигая их в сторону багажника. Клиент получает дополнительное место для ног и возможность удобно устроиться. Кроме того, в автомобиле устанавливается откидной столик, куда можно поставить ноутбук или положить документы, бар, холодильник, зарядка для аппаратуры, сейф и плазменный экран. И, как правило, шумонепроницаемая перегородка, не пускающая охранника или водителя в личную и профессиональную жизнь владельца авто.
"Заказчик должен получить автомобиль, в котором он сможет, например, с комфортом добраться из Днепропетровска или Львова в Киев, мотаться по городу, часто ездить в аэропорт. В нем он может принять партнера, обсудить важные вопросы с клиентом", – отмечает Святослав Коростелев.
Если же речь идет о переделке микроавтобусов Mercedes-Benz Viano, Volkswagen Multivan, то там можно установить все: от микроволновки до биотуалета и рукомойника.
Заполучить первых клиентов предпринимателям было нелегко. Чтобы создать портфолио, приходилось изощряться с собственными автомобилями. В первый переделанный для саморекламы автомобиль пришлось вложить примерно $17 тыс. Но затраты окупились – сейчас рентабельность компании – 15% при годовом обороте $5–6 млн.
За год через компанию проходит около тысячи авто, тюнинг которых начинается с простой установки музыкальных систем и заканчивается кардинальными перестройками всего салона. Кроме того, иногда к братьям обращаются с просьбой нашпиговать технологиями салоны частных самолетов, вертолетов или яхт. Впрочем, таких заказов не больше 2–3 в год.
Гигантомания
Пока серьезно тюнинговать элитные автомобили на украинском рынке готовы немногие. "Всего 3–4 компании могут выполнить работы такой сложности. Нужно владеть технологиями и иметь солидное портфолио, чтобы к тебе обращались клиенты с заказами такой стоимости", – считает креативный директор компании ООО "Автолайф-центр" Евгений Белаш. Впрочем, в ближайшие годы конкуренция может усилиться. Тем более что, по словам г-на Белаша, спрос есть – его компания уже несколько лет стабильно получает по 5–10 заказов в год на проекты мобильных офисов.
С легкой руки президента Виктора Януковича, в чьем гараже четыре года назад появился GMC Savana Explorer Limited SE, мода на мобильные офисы в микроавтобусах распространилась среди политиков и бизнесменов. В переоборудованные мини-вэны стали пересаживаться из традиционных черных Lexus, BMW или Mercedes и другие известные личности. По словам Святослава Коростелева, такие авто есть в автопарке премьера Николая Азарова и спикера Владимира Литвина. Впрочем, верхушка власти доверяет переоборудование своих машин иностранным специалистам.
Но политики рангом пониже не пренебрегают местными компаниями. "Среди наших клиентов есть политики, бизнесмены, руководители крупных компаний, известные спортсмены", – утверждает совладелец "Аверс-центр тюнинг". Однако назвать конкретные фамилии отказывается, ссылаясь на конфиденциальность. Удалось только узнать, что у братьев совершенствовал свой автомобиль президент компании Tiger Holding Владимир Буланьков.
Наталия Гузенко, Фокус