Лихо Европы. Антикризисный план не спасает граждан еврозоны от паники

Антикризисный план для зоны евро не спас от паники самих европейцев. Ни эксперты, ни простые граждане не видят долговому кризису конца

Related video

За неделю до саммита ЕС в Брюсселе, созванного для спасения еврозоны от кризиса, Великобритания выступила с неожиданным предложением: 287 тыс. евро получит тот, кто придумает лучший сценарий смерти европейской валюты. Такую премию пообещал победителю конкурса лорд Саймон Вулфсон, глава британской компании Next, занимающейся продажей одежды. Около 200 предложений принять участие в проекте были разосланы в ведущие научные институты мира. Сумма, предложенная Вулфсоном, – вторая по размеру премия в экономике после Нобелевской, так что до окончания конкурса в январе 2012 года от желающих принять в нем участие не будет отбоя.

"Постоянное политическое и экономическое давление может заставить одно или несколько государств покинуть зону евро, но пока неясно, каким образом можно контролировать такой процесс, – заявил спонсор премии лорд Вулфсон. – Интересно, какой станет Европа после евро, как будут учитываться интересы работодателей, кредиторов и должников? Думаю, идеи лучших умов в сфере экономики могут спасти Европу от финансового хаоса".

После бессонной ночи на саммите в Брюсселе европейские чиновники объявили план спасения еврозоны и торжественно сняли слово "хаос" с повестки дня, простив Греции 50% долга и пообещав увеличить резервы Европейского фонда финансовой стабильности с 440 млрд. евро до 1 трлн. Однако число хронических должников в Европе не вселяет оптимизма. Вслед за Грецией госдолги продолжают наращивать Италия, Испания, Португалия и Ирландия.

"Греция – маленькое государство. Она лишь одна из нескольких стран, которым придется реструктуризировать госдолг. И нам понадобится еще не один саммит, прежде чем политики договорятся о том, как действовать в такой ситуации", – объяснил Фокусу Чарльз Виплош, профессор экономики Высшего института международных исследований и директор Международного центра исследований денег и банковского дела в Женеве. По его словам, саммит в Брюсселе так и не дал ответа на вопрос, какой должна быть процедура в случае дефолта одной из стран ЕС.

"Есть опасения, что Греции вскоре снова понадобится списание долгов. Ей по-прежнему надо отвечать по своим долговым обязательствам, а ведь сумма, очевидно, снова начнет расти", – описала Фокусу безрадостную перспективу Афин Вики Прайс, старший управляющий директор по экономике американской консалтинговой компании FTI Consulting и бывший советник правительства Великобритании. Эксперт полагает, что, несмотря на протянутую Греции руку помощи, Европа в 2012 году будет по-прежнему очень слабой в экономическом плане и обремененной огромными долгами. Выходом из замкнутого круга эксперт видит евробонды – единые европейские облигации, разновидность долгосрочных ценных бумаг, которые могут дать толчок экономике еврозоны.

Критикуют эксперты и решение о списании 50% греческого долга. По их мнению, государства-должники получили не лучший сигнал от Брюсселя, поскольку теперь они уверены, что в случае форс-мажора сильные соседи всегда придут на помощь. И наладить финансовую дисциплину среди стран ЕС будет еще сложнее. "Пока европейские налогоплательщики несут ответственность за греческие, португальские, итальянские, а потом когда-нибудь и за французские и немецкие проблемы, долговой кризис не закончится", – раскритиковал план глав ЕС профессор Йенского университета Андреас Фрайтаг.

Аварийный выход
План по спасению ЕС, по мнению экспертов, не избавит содружество от затяжного кризиса

1. Согласно брюссельским договоренностям, Греции спишут 50% ее госдолга, а также дадут еще один кредит в размере 100 млрд. евро до 2014 года.
2. Чтобы обезопасить еврозону, крупнейшие европейские банки должны будут к июню 2012 года увеличить объем дополнительных резервов в случае потерь на 9%, а это 109 млрд. евро.
3. Европейский фонд финансовой стабильности станет главным инструментом в борьбе с кризисом. Для этого его резервы хотят увеличить с 440 млрд. евро до
1 трлн., хотя пока это не более чем декларация.

Семейный долг
Фокус узнал, как живется гражданам европейских государств-должников, а также расспросил жителей стран, ставших их кредиторами, об отношении к бедным соседям
Рауль Вилларойя, аспирант по специальности "электронная инженерия"
Валенсия, Испания
Я давно перестал составлять долгосрочные планы, а строю их только на пару дней вперед. Сегодня я трачу меньше денег, чем раньше, и считаю, что это лучше для системы в целом. А еще я учусь получать удовольствие от каждого дня и стараюсь теперь быть более внимательным к людям. Честно говоря, чувствую себя экономически на фиг обманутым в своей стране, абсолютно незащищенным! Я понятия не имею, что будет с моим благосостоянием и бизнесом. В конце концов, если моя страна объявит дефолт, я позвоню на Би-Би-Си.

Тодорис Папассаикас, сотрудник Национального банка Греции
Афины, Греция
Моя зарплата значительно уменьшилась, а мой пенсионный фонд сейчас стоит на кону из-за долговых обязательств Греции. Я чувствую себя экономически абсолютно незащищенным с тех пор, как понял, что для нашей страны вылет из еврозоны –
вопрос считанных месяцев. Думаю, дефолт – неизбежность для Греции, коллапс банковской системы – тоже. Признаюсь, я уже забрал все свои деньги из банка.

Анна Рита Лоренцо, биолог
Мафра, Португалия
К счастью, мои родители на протяжении всей своей жизни откладывали деньги, поэтому они могут мне помогать. Именно из-за опасений дефолта я уехала работать в Нидерланды. Люди начали паниковать, работы стало меньше, так как большие компании оказались на грани банкротства, участились случаи ограблений, уменьшилось количество инвестиций, некоторые университеты вовсе остановили свои проекты из-за отсутствия денег. Теперь я собираюсь открыть счет в Голландии, чтобы хранить свои деньги тут. Мое будущее – в другой стране. Когда-нибудь я вернусь домой, чтобы постареть там, но сейчас Португалия – не то место, где можно работать и мечтать!

Лорен Гесли, независимый журналист
Париж, Франция
Согласен с тем, что мы не знаем, как решить проблему с долгами других стран. Но если Китай начнет выкупать долги европейских стран, это превратится для нас в проблему. Ведь когда ты несвободен с экономической точки зрения, ты не можешь быть свободным и в политическом плане. Это, по моему мнению, и является самой большой проблемой –
отношения Европы и другой страны, будь то Китай или Россия. Французские политики уверены: прежде чем заниматься общеевропейскими проблемами, следует решить собственные. Мне кажется, эти проблемы тесно взаимосвязаны.

Дэвид Куин, медиаконсультант
Лондон, Великобритания
Экономика Великобритании по-прежнему отягощена большим госдолгом, который стал результатом безрассудной внутренней политики, схожей с американской, – такого же ипотечного пузыря и чрезмерной ориентации на развитие городов. В результате банки не кредитуют, люди неохотно тратят деньги, а перспективы потребительского роста стали весьма отдаленной перспективой. Для нас в Британии это означает, что мы отчаянно нуждаемся в сильном экспортном рынке, а самый больший такой рынок – именно в ЕС. Только он может стать залогом экономического роста и способен увеличить поступление налогов, сократить дефицит бюджета. Смерть еврозоны станет для нас катастрофой. Вот что больше всего волнует людей, а не то, сколько потеряют наши банки из-за долгов Греции.

Манфред Шнайдер, владелец консалтинговой компании BBJ
Берлин, Германия
Все знали, что у Греции проблемы с долгами. Это было известно, когда только вводили евро (до введения евро Греция имела одни из наихудших экономических показателей. – Фокус). Теперь они пытаются как-то исправить ситуацию. Но, полагаю, никто не сомневается, что надо помочь Греции выжить, а самой стране перестать делать новые долги. Им нужно вкладывать деньги в развитие экономики, провести дальнейшие сокращения в госсекторе. В ближайшие пару лет жизнь у них будет несладкой, им придется выживать.

Яна Седова, Ирина Навольнева, Фокус