Зеленая волна. Украинский авиаинженер преуспел в экологическом агробизнесе

За два года авиаинженер Сергей Шевченко создал единственное в Украине предприятие по производству зелени на проточной гидропонике с оборотом практически в восемь миллионов

Пейзаж вокруг Кременчугской овощной фабрики индустриальный и безрадостный. Сначала видишь огромную стоянку вертолетного училища, а затем упираешься взглядом в коптящие трубы нефтеперерабатывающего завода. Но директор производства Сергей Шевченко убеждает в экологичности своей продукции: "Мы выращиваем нашу зелень без пестицидов и ядохимикатов". Доказывать это компании приходится раз в десять дней, когда контролировать содержание потенциально вредных веществ приходит санэпидемстанция. И, как уверяет Шевченко, пока что обходилось без взысканий.

Единственный в Украине производитель зелени на проточной гидропонике начал свою работу после кризиса – в конце 2009-го смонтировали производственные линии, а на полную мощность предприятие заработало в 2010-м. Всего за год работы оборот компании достиг примерно 8 миллионов гривен, а месячные продажи – отметки в 160 тыс. растений.

Агроном по случаю
Для харьковчанина Сергея Шевченко, учившегося на авиационного инженера, теплицы и гидропоника были китайской грамотой. До тех пор, пока у его знакомых не возникла идея вложить деньги в выращивание зелени. "Они решили, что я смогу наладить производство и продажу, и я решил рискнуть. Да и мой инженерский опыт мог бы пригодиться", – рассказывает Шевченко.
Техническое образование особенно пригодилось при выборе модели бизнеса. Зелень можно выращивать на открытом грунте, можно использовать традиционную гидропонику, когда растения находятся в стоячей воде. Но Сергею Шевченко было интересно попробовать что-то новое. Хотя в Европе и Америке проточная гидропоника используется широко, в Украине так еще никто не работал.

Одно из преимуществ этого способа – низкие расходы на персонал. Если здешнюю теплицу в полгектара под салаты обслуживает всего 5–6 человек, то для обработки, посадки и прополки на грунте понадобилось бы в несколько раз больше. Проточная гидропоника также позволяет улучшить качество выращиваемых растений по сравнению с традиционной. "Корни растений постоянно находятся в струе воды с подкормкой и могут сами брать столько питательных веществ, сколько им нужно. И не плавают постоянно в стоячей воде", – рассказывает агроном компании Наталья Дегтярева.

Методику начинающий тогда аграрий Шевченко начал внедрять в старых теплицах овощеводческого совхоза "Кременчугский". "Технология была западная, но специалистов не приглашали – есть интернет, книги, зарубежные выставки, общение с коллегами", – рассказывает он.

Потратиться пришлось только на датский комплект оборудования, которое доукомплектовали собственной системой полива. Стать кулибиным пришлось ради экономии – за установку системы датчане требовали платить их специалисту несколько тысяч евро в день, чего кременчугские бизнесмены не могли себе позволить.

Куда расти
Сейчас компания выращивает как традиционные для украинской кухни петрушку, укроп, щавель, шпинат и сельдерей, так и заморские базилик, рукколу и кориандр. Есть и теплицы с огурцами и помидорами. "Было время, когда выращивали до 30 видов растений, но потом выбрали те, которые востребованы на рынке", – объясняет Сергей Шевченко. Из-за отсутствия спроса отказаться пришлось от тимьяна, эстрагона и других "экзотов".

По словам Натальи Дегтяревой, в Украине пока нет привычки есть много зелени. А еще травки на гидропонике дороже обычных грунтовых, и не каждый готов выложить за кустик салата или щавеля 5–6 грн. Из этих соображений компания не работает в июле-августе, когда на рынке много дешевой зелени "с земли", конкурировать с ней не имеет смысла.

Продукцию под торговой маркой "Зелена країна" Шевченко продает торговой сети "Фоззи групп". Кроме того, растения продаются в кременчугском "Амсторе" и других супермаркетах Восточной Украины. "Мы ориентируемся на крупные супермаркеты в больших городах. Продукт скоропортящийся – 7 дней максимум, ему нужны специальные условия хранения", – рассказывает Сергей Шевченко.

Супермаркетам компания предоставляет отсрочку по оплате примерно в две недели и не требует долговременных заявок на продукты. Взамен торговые сети обязаны платить за весь товар, взятый на реализацию, без права вернуть непроданный.

Хоть зелень и не является продуктом первой необходимости, благодаря моде на здоровое питание, спрос на нее сохраняется даже в кризис. Удовлетворить его отечественные зеленщики пока не могут. "Мы покупаем отечественную зелень круглый год, но зимой, когда не сезон, вынуждены импортировать", – рассказывает представитель "Метро Кеш энд Керри Украина" Надежда Лубнина. Поэтому перспективы роста у компании Сергея Шевченко есть, считают опрошенные Фокусом эксперты рынка. Тем более что постепенно украинцы открывают для себя все новые виды зелени, а руккола и кресс-салат появляются на полках даже в небольших супермаркетах.

Наталия Гузенко, Фокус