Рубить капусту. В 2012 году украинский рынок органических продуктов вырастет вдвое
В 2012 году украинский рынок органических продуктов вырастет вдвое. Туда приходят серьезные игроки и большие капиталы
Маленькие магазины экопродуктов и фермеры, торгующие через интернет плодами своего труда, скоро почувствуют, что у них появились мощные конкуренты. В перспективность отечественного рынка органики поверили крупные инвесторы. Рост экологического сознания не только на Западе, но и в Украине будет в 2012 году еще более очевиден. Кроме того, органические продукты воспринимаются как более качественные.
Если в 2008 году объем рынка органики оценивали в $660 тыс., то сегодня он достигает $4–5 млн. А количество производителей такой продукции за это время увеличилось с 92 до 142.
В марте текущего года одна из крупнейших украинских сельскохозяйственных компаний – "Дакор Арго Холдинг" заявила о намерении выращивать органические зерновые, цена на которые в Европе на 40% выше, чем на обычную пшеницу. Свою продукцию холдинг планирует поставлять как раз в страны Евросоюза. Чуть ранее свои линейки органической продукции расширили компании "Крупяной Дом" и Новоукраинский комбинат хлебопродуктов.
Рынок органики привлекает инвесторов рентабельностью в 40% и высоким спросом как внутри страны, так и на внешних рынках. Масштабные инвестиции в эту нишу тормозит лишь отсутствие законодательной базы.
Дорогое здоровье
Сегодня на органику приходится только 1% продаваемых в Украине продуктов. А в Европе чистые продукты занимают 6–7% рынка. При этом спрос на органические товары со стороны потребителей стремительно растет: на сегодняшний день он существенно превышает предложение.
"Люди стали больше задумываться о своем здоровье. Они разочаровались в тех продуктах, которые можно приобрести в супермаркетах, и ищут возможность покупать качественную еду", – утверждает председатель Ассоциации производителей органической продукции "БиоЛан Украина" Василий Пиндус.
Органику, как правило, покупают люди состоятельные и среднего достатка: цена на эти продукты на 50–80% выше, чем на их неорганические аналоги. Эксперты объясняют разницу в цене тем, что производители экопродукции не используют химические и минеральные удобрения, поэтому урожайность органических культур ниже, чем обычных растений. Дорогостоящей также является немеханическая обработка продуктов и их хранение. В стоимость могут закладывать и другие затраты: на продвижение товара или на страховку от нереализации.
Если раньше одной из главных проблем для производителей органики была дистрибуция, то с недавних пор этими продуктами активно заинтересовались супермаркеты.
"Пока нет специализированных магазинов, которые бы предлагали исключительно органические товары, – говорит Пиндус. – Это объясняется тем, что такой продукции сегодня мало. Поэтому помимо органической еды на прилавках присутствуют ее обычные аналоги". Пиндус считает, что специальные магазины могут появиться в ближайшее время. Предпосылок для этого достаточно: растущий спрос со стороны покупателей и интерес к этому сегменту предпринимателей будут способствовать дальнейшему росту рынка.
Органика по закону
Инвестиции в органическое сельское хозяйство увеличатся с появлением законов, регламентирующих этот бизнес. В апреле этого года Верховная Рада приняла во втором чтении Закон "Об органическом производстве", но президент отправил его на доработку.
По данным ассоциации "БиоЛан", сейчас есть много желающих заниматься органическим производством, но им нужна поддержка государства, особенно в первые три года, в так называемый переходный период от традиционных методов хозяйствования к органическим.
А пока рынок не отрегулирован, появляются недобросовестные производители, которые указывают на упаковке "био" или "без ГМО", хотя их продукцию органической не назовешь. В Центре независимых потребительских экспертиз "Тест" проверили два продукта, которые были заявлены как органические. И если в первом случае органический мед действительно соответствовал требованиям, то в "органическом" гранатовом соке присутствовали синтетические красители, рассказывала Нина Кильдий, руководитель экспертно-аналитического отдела центра.
Озелените это
Экологический статус соревнуется с социальным. Забота об окружающей среде становится важной частью репутации для бизнеса
Энергия ветраКомпания МТС в 2011 году начала использовать для питания базовой станции в селе Малореченское в Крыму ветрогенератор. Это позволяет экономить 24 тонны дизельного топлива в год. В компании уверяют, что будут использовать энергию ветра и в других регионах страны.
Уменьшение выбросов СО2На заводах компании "Интерпайп" были установлены новые энергоэффективные турбокомпрессоры. Это сократит выбросы углекислого газа на 3 тысячи тонн в год.
Очистка воды"Крафт Фудз Украина" запустила станцию по очистке сточных вод с использованием технологии мембранного биореактора. Теперь качество очищенных сточных вод соответствует не только строгим требованиям национального законодательства, но и международным стандартам.
Эколюди "Кока-Кола Украина" заявила о старте проекта "Экофан", который должен привлечь молодежь и активистов из городов Евро-2012. Задача – определить экологические проблемы городов и собрать идеи для их решения.
Ирина Гамалий, Фокус