Пир для соседей. Украинские продукты питания захватывают мировые рынки
Экспорт украинских продуктов питания показывает рекордный рост. Чтобы окончательно закрепиться на внешних рынках, отечественным производителям не хватает только зоны свободной торговли с ЕС
Программиста Войтека Ольшанского угостил пивом "Оболонь" приятель из Киева, приехавший в Краков в командировку. "Я обычно пил польское пиво Zywiec или Lech, но украинское мне тоже понравилось", — говорит 30-летний Войтек. По его словам, о наших продуктах поляки знают мало. Вот чего здесь полно, так это украинской водки, которая пользуется популярностью. Иногда покупают кондитерские изделия украинского производства. Но в последнее время на полках польских супермаркетов стало появляться все больше товаров с берегов Днепра.
Несмотря на то, что отечественным продуктам еще далеко до всемирного признания, они все активнее идут на экспорт. За девять месяцев 2011 г. поставки за границу украинского алкоголя и кондитерских изделий выросли, по данным Госкомстата, на треть. За этот период украинским водочникам удалось заработать на экспорте $63 млн, пивоварам — $71 млн. Кондитеры продали шоколадной продукции на $430 млн. Экспорт молочной продукции увеличился на 8,8% и принес $402 млн. Эксперты объясняют успех украинских продуктов на зарубежных рынках их высоким качеством и сетуют на тарифные ограничения со стороны государств ЕС. Впрочем, эта преграда будет преодолена после присоединения Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом.
Кому несладко
Украинский шоколад не так известен в Европе, как бельгийский или швейцарский, но повод для гордости у украинских кондитеров уже есть. "Мы поставляем свою продукцию на рынки более сорока стран, в общем объеме продаж доля экспорта составляет около 50%", — рассказывает Андрей Дикунов, заместитель генерального директора по развитию кондитерской компании "АВК".
Особенно любят украинские конфеты в России и странах СНГ. По данным "АВК", из всего объема кондитерских изделий, которые импортируют эти государства, на украинские сладости приходится 50%. На рынках Германии, Израиля и стран Балтии приходится выдерживать более жесткую конкуренцию. "Собственная лаборатория по выведению новинок, быстрая реакция на меняющиеся предпочтения потребителей позволяют пробиваться на полки европейских магазинов", — отмечает Дикунов. Но именно — пробиваться. Серьезная экспансия там почти невозможна. В Европе собираются ввести заградительную 50-процентную ввозную пошлину на украинские сладости. Поэтому украинским компаниям проще поставлять свою продукцию на рынки России и стран ближнего зарубежья. Чтобы получить доступ в Европу, некоторые производители приобретают там мощности. Так поступила корпорация Roshen, купив кондитерскую фабрику в Литве. После подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС торговые барьеры будут сняты и экспорт кондитерских изделий в Европу увеличится в разы, прогнозирует руководитель аналитического отдела консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник.
Российское направление лидирует в экспорте компании "Немирофф". Согласно данным Агентства промышленных новостей, в 2011 г. в Россию было отправлено 63% всей экспортируемой продукции. Доля компании на российском рынке достигает 30%.
По словам генерального директора Крымской водочной компании (торговые марки Medoff, "Наша Марка", "Мърная") Джонатана Вейла, кроме России, крепкий алкоголь поставляется также в страны Прибалтики, в Грузию, Германию, Казахстан и Израиль.
Перспективными считаются рынки азиатских стран. "В Китае можно купить украинскую водку, — говорит Елена Пономарева, переводчица из Киева, которая полгода работает в одном из туристических агентств Поднебесной. — Мои коллеги-китайцы хвалят "Немирофф" и "Хортицу". Пресс-секретарь ТМ "Хортица" (холдинг Global Spirits) Алена Кобзева сообщила, что экспорт продукции этой компании в 2011 г. вырос на 20%, а продажи в магазинах дьюти-фри увеличились на треть.
Успехи на внешних рынках производители водки объясняют высоким качеством продукта и низкой ценой. Заплатив миллионы долларов, чтобы преодолеть входной порог на европейские рынки, украинские водочники оказываются на них вполне боеспособными.
Пивовары по степени проникновения на иностранные рынки пока отстают от производителей крепких напитков, но уже повторяют их путь за пределы Украины — через Россию.
"Приоритетными рынками для нас являются страны ближнего зарубежья", — говорит Сергей Кравец, директор по внешнеэкономическим вопросам корпорации "Оболонь", которая обеспечивает 80% всего экспорта пива из Украины. В 2011 г. компания осуществила первые поставки пива на рынок Китая, а также в Швейцарию и Исландию. Основное производство находится в Украине, только несколько марок разрешено по франшизе разливать в Белоруссии. На экспорт идет пятая часть продукции, произведенной корпорацией.
Млечный путь
К качеству молокопродуктов в Евросоюзе сверхжесткие требования. Этот барьер для украинских производителей пока непреодолим: многие из них используют еще советское оборудование. Поэтому 86% украинской "молочки" экспортируется на рынки СНГ, в основном в Россию. Этот рынок позволяет наращивать поставки — за десять месяцев 2011 г. экспорт молочной продукции вырос почти на 10%. Российский рынок сыра на треть заполнен украинским товаром.
Правда, здесь не все гладко. На днях Роспотребнадзор заявил о низком качестве украинского сыра и повышенном содержании в нем пальмового масла. Руководство холдинга "Молочный Альянс", одного из крупнейших украинских экспортеров, в свою очередь, сообщило, что растительного жира в продукции предприятия нет.
"Экспорт сыров — очень болезненный вопрос для Украины", — считает Мария Колесник. Не исключено, что Россия использует свою санитарную службу, чтобы оказать давление на Украину, дав ей повод в очередной раз задуматься о присоединении к Таможенному союзу. Но украинский сыр нужен на рынке соседней страны, и даже когда Россия запрещала некоторым украинским производителям ввоз молочной продукции, общий объем экспорта не падал — место временно изгнанных с рынка фирм занимали другие, утверждает аналитик инвесткомпании Dragon Capital Тамара Левченко. По итогам 10 месяцев 2011 г. Россия увеличила закупки украинского сыра на 7%.
В ожидании прорыва
Несколько лет ведут переговоры с Евросоюзом о поставке своей продукции украинские производители мяса птицы и яиц. По словам Марии Колесник, европейские контролирующие органы инспектировали украинские предприятия и одобрили качество их продукции, но начать поставки аграрии смогут лишь после создания зоны свободной торговли.
А пока производители яиц ориентируются на рынки восточных стран. Например, агрохолдинг "Авангард" экспортирует свою продукцию в Иорданию, Саудовскую Аравию, Казахстан, Молдавию и Китай. В планах владельца компании Олега Бахматюка — начать в ближайшее время поставки в Европу, используя для этого собственный завод по производству сухого яичного порошка в Ивано-Франковске.
Создание зоны свободной торговли станет настоящим прорывом для производителей, ориентированных на экспорт. Для завоевания новых стран у них есть все необходимое — большой опыт, полученный в конкурентной борьбе на внутреннем и российском рынках, и средства для модернизации производства. "Украинские продукты не уступают по качеству польским, если их станет больше на прилавках магазинов, они будут пользоваться спросом", — уверен Войтек Ольшанский.
Ирина Гамалий, Фокус