Накликали. Кабмин взялся за интернет-магазины
Двукратный рост интернет-торговли не нравится правительству. Предложенные Кабмином ограничения могут лишить виртуальные магазины ценовых преимуществ и вернуть покупателей в торговые сети
Накануне Нового года в офис интернет-магазина Rozetka.ua нельзя было прорваться. Очередь из пронумерованных покупателей плотно подпирала дверь, мешая новым посетителям пробиться к месту выдачи товаров. На улицу из явно тесной для набившейся толпы комнаты то и дело выскальзывали счастливые обладатели разнообразных бытовых устройств, от утюгов до стиральных машин. Как в забытые времена советского дефицита. "Чего убиваться? Езжайте в Comfy в SkyMall — все то же самое и нет очереди", – так и не попав внутрь, посоветовал покупателям молодой парень. Но его призыву никто не внял.
Во всем мире прогресс двигает лень, а в Украине бережливость. "Принято считать, что интернет-магазинами пользуются ради удобства и экономии времени, — говорит Сергей Венгер, директор интернет-компании Fame.ua. — Но только не у нас. В Украине в Сети покупают из-за того, что дешевле". В целях экономии многие даже отказываются от одного из основных преимуществ интернет-магазинов — доставки курьером, предпочитая самовывоз. Весь декабрь на складе-магазине украинского лидера онлайн-торговли Rozetka.ua было не протолкнуться от желающих забрать заказанные товары.
Что бы ни двигало покупателями, владельцы интернет-магазинов остаются в выигрыше. По оценкам президента Mirohost/Imena.ua Александра Ольшанского, объем безналичных расчетов в Уанете составляет $200 млн в год, и за 2011-й он увеличился практически вдвое. И это только малая часть объема продаж украинских интернет-магазинов: им платят в основном наличными при доставке. Всего же, по оценкам экспертов Фокуса, за прошлый год украинцы потратили в сети в два раза больше, чем годом ранее, — примерно $1,5–2 млрд.
Однако золотая эра интернет-торговли в Украине может скоро закончиться. К владельцам виртуальных магазинов зачастили налоговики. Также в этом году правительство собирается обязать всех интернет-торговцев обзавестись реальными офисами и лицензированными складами. А это приведет к уходу с рынка множества мелких игроков. На проект закона, где прописана эта норма, президент Виктор Янукович наложил вето, но эксперты прогнозируют, что рано или поздно закон будет принят.
Павла, как и Виталину, интернет-торговля привлекла невысокой ценой входа ($10 тыс. и $4 тыс.) и быстрой окупаемостью — примерно 1,5–2 года. Ежегодно таких, как они, предпринимателей-новичков, по оценкам главы Ассоциации участников электронного бизнеса Павла Сиделева, в Украине появляется несколько тысяч, а количество магазинов увеличивается на 30–50%. "Сейчас их примерно 7–10 тысяч — точнее сказать нельзя, поскольку никто не ведет официального учета, а многие сайты работают на иностранных хостах или же просто имеют страничку, но не работают", — рассказывает эксперт.
Впрочем, бизнес привлекателен не только для новичков, но и для "зубров". Например, сайт FotoMag, торгующий фото- и видеотехникой, в прошлом году увеличил продажи вдвое, магазин подарков Komod.ua — на четверть, а супермаркет лицензионного программного обеспечения "Софткей-Украина" — примерно на треть.
И это при том, что, согласно исследованию GfK Group, в Украине покупают в Сети всего 8,5%. По популярности интернет-торговли страна пока занимает предпоследнее место среди государств Восточной и Центральной Европы, значительно уступая лидеру — Чехии, где в сети отовариваются 54% пользователей. Однако если нынешние темпы роста сохранятся, то Украина имеет все шансы через пару лет догнать чехов.
Привлеченные в сеть дешевизной товаров, украинцы постепенно расстаются с предубеждением по поводу того, что владельцы интернет-магазинов намерены их обмануть. "Если пару лет назад преимущественно покупали одну вещь, то сейчас 60% клиентов берут две единицы товара и больше", — подчеркивает владелец магазина подарков Komod.ua Михаил Рохманюк.
С недавних пор возможность активно и без лишних проблем отовариваться в сети получили жители небольших городов. Все больше магазинов открывают представительства по всей стране. Например, FotoMag в минувшем году тоже активно завоевывал провинцию и открыл 13 из 20 имеющихся у него филиалов. По словам гендиректора FotoMag Александра Лозицкого, привлекательными считаются города с населением 100–200 тыс. человек, например, Енакиево или Каменец-Подольский.
Тем не менее украинская интернет-торговля пока заметно отличается от европейской. Многие отечественные онлайн-магазины остаются интернет-витринами магазинов реальных. "Люди смотрят товары, звонят, заказывают и расплачиваются с курьером. Чем это отличается от покупок по каталогам?" — недоумевает Ольшанский. Дело в том, что расплачиваться банковскими карточками в интернете украинцы боятся. Глава правления Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова рассказывает, что сама наблюдала ситуацию, когда после списания денег одной из клиенток интернет-магазина заблокировали карточку. Деньги к продавцу не попали, к клиентке вернулись не сразу, и обманутой покупательнице пришлось расплатиться наличными. Немудрено, что после таких случаев клиенты предпочитают не связываться с онлайн-платежами. Безналичной торговле не способствует и то, что НБУ никак не легализирует электронные деньги вроде WebMoney.
Недоверие к виртуальным расчетам первыми преодолевают магазины, имеющие дело с самой технологически продвинутой аудиторией. "Мы работаем исключительно по предоплате, и сейчас практически уже нет вопросов относительно гарантии получения товара", — утверждает директор "Софткей-Украина" Анна Боднарчук.
Попали в сети
Около 70% продаж в Уанете приходится на электронику и бытовую технику. Среди крупных игроков этого сегмента — оффлайновые торговые сети Comfy и "Фокстрот". Впрочем, интернет-продажи — около 5% их бизнеса. Крупные ретейлеры пока больше обеспокоены бегством покупателей в сеть, чем настроены на экспансию в ней.
Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.
Не жалуют интернет-торговлю и проверяющие инстанции. Владельцы сайтов отмечают, что сейчас участились проверки налоговиков, формальным поводом для которых стали изменения в Налоговом кодексе. "У нас за последние несколько месяцев было, наверное, две или три комиссии из районной налоговой, — рассказывает владелица небольшого магазинчика хозяйственных товаров Татьяна, попросившая не называть ее фамилию. — Что ищут, я не знаю — документы в порядке. Но такое ощущение, что, случись малейшая оплошность, и уже не вырваться".
Самые серьезные проблемы интернет-магазинам сулит Закон "О внутренней торговле", разработанный Кабмином и принятый парламентом. По нему сетевые торговцы обязаны обзавестись офисными помещениями и хранить товары на лицензированных складах. Создатели закона объясняют необходимость этих норм заботой о безопасности покупателей. Пока инициативу правительства отверг президент. Но, как считает Татьяна Попова, причина вето — по-видимому, не попранные права интернетчиков, а другие пункты законопроекта, касающиеся реальной торговли. Нормы, регулирующие онлайн-торговлю, скорее всего, останутся в законе даже после доработки.
По словам Сергея Венгера из Fame.ua, требование обустроить офис и склад резко усложнит жизнь его коллегам. "Многие, даже крупные, игроки не имеют своих складов и, по сути, являются связующим звеном между оптовиками и покупателями, — говорит владелец сайта. — Такое регулирование означает попытку контролировать все товарные потоки, и в результате это обернется подорожанием товаров и услуг для покупателей, которые будут оплачивать офисы и склады продавцам". Цены могут вырасти на 10–15% и практически сравняться с ценовыми предложениями в оффлайне.
После того как Закон "О внутренней торговле" вступит в силу, ряду небольших магазинов, работающих практически с нулевой рентабельностью, придется закрыться. По оценкам экспертов, пострадает примерно треть магазинов. Не суждено будет появиться и новым, которые сейчас находятся только в проекте. "Я хотел открыть небольшой магазин по торговле туристическим инвентарем — спальниками, палатками и тому подобным, — рассказывает киевлянин Дмитрий Сидоренко. — Сейчас уже думаю: пока офис у меня дома, а товар я беру у поставщика, это выгодно. Если же придется все арендовать, я явно попаду в огромный минус".
Минимальная стоимость аренды одного квадратного метра склада, по данным компании SV Development, — $5 в месяц. Однако это цена лишь для крупных арендаторов. Для тех, кому нужно всего несколько метров, стоимость вырастает минимум вдвое. "Таких предложений очень мало. Только в будущем, если закон примут, наверняка можно будет арендовать хоть полку на складе", — прогнозирует эксперт SV Development Сергей Костецкий.
Если правительство не изменит свою политику в отношении интернет-магазинов, то Украина так и останется на предпоследнем месте по объему интернет-торговли в регионе, опережая только Казахстан.
Наталия Гузенко, Фокус