Ощущение пролета. Украинские монополисты не дают возможности снизить цены авиаперелетов

Авиаперелеты в Украине постепенно дешевеют. Но снизить цену до европейского уровня и увеличить количество рейсов не дает государ-ство и вхожий во власть крупный бизнес

На интерактивной карте мирового неба, где можно отследить все находящиеся в воздухе самолеты, Европа напоминает улей, над которым роятся стаи трудолюбивых пчел. Украина же похожа скорее на пустыню — два-три самолета заходят на посадку и взлетают лишь около городов-миллионников.
В прошлом году за границу слетали 4,3 млн украинцев — на 42% больше, чем в 2010-м, но наше небо еще не скоро наполнится воздушными судами так же, как польское или латвийское. "Если у вас на одного жителя — 0,1 перелет в год, то в Европе порядок цифр совсем другой, там на пассажира приходится 2,2 перелета", — рассказывает вице-президент компании airBaltic Янис Ванагс.

Основная проблема — отсутствие в стране "открытого неба", государственной политики, позволяющей компаниям работать без получения особых разрешений. Из-за этого доступ на рынок затруднен, и в первую очередь это касается бюджетных авиаперевозчиков, экономящих на всем и поэтому способных предложить низкие цены на билеты.

Сейчас в Украине работают семь лоукостеров — "Візз Ейр Україна", Air Arabia, Pegasus, аirBaltic, FlyDubai, Wind Jet и Onur Air, причем три последних вышли на рынок в 2011 году. Но доля дешевых авиакомпаний в общем числе украинских перевозчиков не достигает и 10%, хотя в Европе она втрое больше. Из-за недостатка конкуренции и бюрократических преград цены на билеты бюджетных авиалиний, работающих в Украине, гораздо выше, чем в Европе.

Право на небо
Киевлянка Татьяна Войкова не богата, но старается путешествовать при первой возможности. Она давно заметила, что в Европе лоукостеры гораздо дешевле, чем
в Украине. Полететь в середине июля на выходные из Киева в Барселону лоукостером стоит $350. "Обычные" билеты обойдутся примерно в $600. Но из Лондона в Барселону можно с легкостью слетать и за $30.

Конкуренция среди лоукостеров пока невелика. На рынке нет таких гигантов, как британская Easyjet или ирландская Ryanair. Многих отпугивает бюрократическая процедура выхода на украинский рынок, ведь помимо договоренностей с аэропортами каждая авиакомпания должна получить разрешение в Госавиаслужбе. Иногда эта процедура длится годами. Например, германский лоукостер Germanwings, запланировавший выход на украинский рынок весной 2008 года, смог приступить к осуществлению перевозок только спустя год.

Упразднить бюрократические процедуры в ближайшем будущем вряд ли удастся. Переговоры о присоединении к договору "Об открытом небе", который значительно упрощает работу авиакомпаний, Кабмин ведет с 2007 года. Киев готов подписать этот документ в рамках договора о зоне свободной торговли с ЕС, но, по словам вице-премьера Бориса Колесникова, только в обмен на отказ от виз для украинцев.

В сохранении бюрократии заинтересованы и крупнейшие отечественные перевозчики. Это "Украинская авиационная группа" ("Аэросвит", "Донбассаэро" и "Днеправиа"), которая принадлежит группе "Приват", и компания "Международные авиалинии Украины" Аарона Майберга. "Разные весовые категории украинских авиакомпаний и зарубежных "монстров" привели бы к тому, что крупнейшие мировые перевозчики захватили бы рынок, фактически монополизировав его", — передает позицию компании пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Но пока монополистами являются МАУ и "Аэросвит", на которые приходится около 90% международных перевозок.

С открытием неба ситуация изменится — на украинский рынок выйдут новые компании, а уже работающие значительно увеличат число рейсов. "У Air Arabia, которая имеет 34 собственных новых самолета Аerоbus 320, количество рейсов как минимум бы удвоилось", — говорит руководитель украинского подразделения Air Arabia Виктор Зайинчковский.
В результате цены на билеты могли бы снизиться в два-три раза. Такие прогнозы прозвучали на конференции "Общее авиационное пространство с ЕС: как интегрировать украинское небо?", организованной Общественным экспертным советом.

Если бы Украина умерила аэропортовые сборы и улучшила инфраструктуру своих аэропортов, то цены на билеты можно было бы опустить еще ниже. По словам представителя "Аэросвита" Сергея Куцего, авиакомпании и аэропорты часто не могут договориться о слотах (времени обслуживания). Сейчас лоукостеры решают эту проблему, ориентируясь на регионы. Например, Pegasus летает только из Харькова и Донецка, а Onur Air — из Одессы. Благодаря приходу этих перевозчиков смогут активно развиваться региональные аэропорты. Несмотря на бюрократию и плохую инфраструктуру, новые игроки все-таки выходят на украинский рынок. По словам Колесникова, сейчас ведутся переговоры с крупнейшей в Европе бюджетной авиакомпанией Ryanair. И если они завершатся успешно, то уже в мае украинцы смогут экономить на билетах и путешествовать наравне со всем миром.