Тот еще фрукт. Бывший финдиректор медиакомпании преуспела в бизнесе на сушке плодов

Бывший финдиректор медийной компании имеет 30% прибыли на сухофруктах украинского производства

Related video

Рождение ребенка заставило бывшего финансового директора холдинга "МедиаИнвестГрупп" Елену Большакову кардинально изменить свою карьеру. Став мамой в зрелом возрасте, она подошла к вопросу питания своего малыша с особой ответ-ственностью. Фабричные соки и фруктовые пюре, предлагаемые украинскими супермаркетами, не устроили Елену. "Я стала вспоминать "бабушкины рецепты" узваров и столкнулась с тем, что купить сухофрукты очень сложно", — рассказывает бизнес-леди. На прилавках полно сушеных бананов и фиников, которые завозят из южных стран. А украинские сушеные яблоки и груши можно купить разве что у бабушек на продовольственном рынке, при этом неизвестно, в каких условиях они изготавливались. Увидев незаполненную нишу, Большакова сама решила заняться производством сухофруктов. Расчет оправдался — за два года она удвоила производство и построила бизнес с рентабельностью в 30%.

В честь сына
Первые шаги к воплощению своей идеи в реальность Большакова предприняла в январе 2010 года, зарегистрировав компанию Sergio, названную в честь сына Сергея. Для старта ей понадобилось $150 000, которые предпринимательница взяла в кредит. Эти деньги были потрачены на оборудование — две инфракрасных сушки, машины для нарезки, фасовки и упаковки продуктов. Часть средств ушла на закупку первой порции сырья — объем фруктов и овощей при сушке уменьшается в десять раз, поэтому нужно закупать крупнооптовые партии.

Технологию производства Большакова постигала самостоятельно — изучала профильную литературу, посещала выставки, где одновременно искала единомышленников в свою команду. В зависимости от сезона число сотрудников ее фирмы колеблется от 10 до 15 человек. За процесс сушки отвечает технолог, остальные работники готовят сырье для производства.

Подобрав людей, владелица Sergio перешла к следующему этапу — налаживанию контактов с поставщиками. "Мы производим экологически чистую продукцию, поэтому ключевым фактором в их выборе является то, в каком регионе выращивается сырье", — рассказывает Елена. Яблоки компания покупает у фермерских хозяйств в Винницкой области, чернику — на Волыни. Продукция завозится порционно именно в том количестве, которое можно обработать, чтобы не портилась и не занимала место на складе.

Сами не местные
Большакова вторглась на рынок, совершенно не благоприятствующий местным игрокам. По словам Николая Мельника, директора по стратегическому планированию крупнейшего импортера сухофруктов компании SantaVita, 99% всей такой продукции на украинских прилавках произведено за рубежом.

Основной объем сухофруктов поставляется в Украину из Ирана и Турции. При этом 70% поставок приходится на изюм, более 20% — на курагу, остальное — чернослив, финики, инжир. Не только экзотические фрукты и ягоды, но и те, которые растут в Украине, в сушеном виде завозятся из-за рубежа. Переработанные персики поставляет Турция, груши, яблоки, клубнику и вишню —
Китай.

В Украине высокая себестоимость сухофруктов — на уровне оптовых цен импортеров. Мало кто решается работать в таких условиях — украинских производителей, занимающихся тем же бизнесом, что и Большакова, можно пересчитать на пальцах одной руки. Как и Sergio, они сушат яблоки и груши для узваров, а еще сливу, вишню и малину. Эти предприятия находятся в Кировоградской, Ивано-Франковской и Винницкой областях. "Мы бы сотрудничали с украинскими производителями, но их объемы слишком малы", — объясняет Мельник решение работать с импортным сырьем.

Дороже денег
По словам Большаковой, конкурировать с дешевыми заморскими сухофруктами удается за счет более высокого качества и экологичности. В процессе производства не применяется химическая обработка, даже не используется лимонная кислота, которую обычно добавляют, чтобы яблоки не темнели. Для каждого фрукта подбирается свой режим сушки, но никогда температура не превышает 50 градусов, иначе не сохранятся витамины и полезные вещества. Но такая сушка — энергоемкий процесс, а это увеличивает себестоимость.

Цены на сухофрукты ТМ Sergio стартуют с 15 грн. за 150 г черноплодной рябины и доходят до 50 грн. за 80 г черники. Если курагу зарубежных производителей можно купить по 10–11 грн. за 150 г, то такое же количество сушеных абрикосов Sergio продает по 21,6 грн.

Однако, по мнению Большаковой, высокая цена — не основная проблема в продвижении, украинцы готовы платить больше за свое здоровье. Трудность состоит в том, что покупатели не верят в то, что написано на этикетке, людей сложно убедить в том, что им предлагают действительно натуральную продукцию. Такие же недоверчивые покупатели работают в сетях супермаркетов. Большакова не сразу преодолела этот барьер. Сейчас 30 наименований сухофруктов Sergio продаются в супермаркетах "Перекресток", "Край", в сети магазинов "Космос", в магазинах органической продукции и интернет-магазинах. Для продвижения товара реклама практически не использовалась, вышло лишь несколько материалов в журналах "Бурда" и "Мой ребенок".

"В рекламной кампании пока нет смысла, потому что у нас небольшие объемы производства", — объясняет Елена. За первый год компания высушила 10–15 т сырья, получив на выходе полторы тонны сухофруктов. В 2011-м Sergio увеличила производство вдвое —
высушила 38 т и получила 3,8 т готового продукта.

Хотя изначально Елена Большакова не планировала создавать крупный бизнес, теперь в ней проснулся азарт, и она собирается расширить производство — докупить оборудование и перейти на конвейерную сушку. Возможно, на рынке Украины и соседних стран все-таки найдется место для своего премиального производителя.

Ирина Гамалий, Фокус