Сюжет дня. Бензиновая аномалия: Ростом цен на топливо заинтересовались в АМКУ
Эксперты считают сегодняшнее заявление Антимонопольного комитета превентивной мерой. Аналитики уверены, что Кабмин может остановить подорожание топлива, но для этого нужно принять ряд решительных мер, которым могут препятствовать чиновники. Тем временем, предел подорожания горючего еще не достигнут, а качество топлива стремительно падает
Сегодня, 28 марта, в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ) заявили о том, что ведомство начало проверку обоснованности повышения розничных цен на светлые нефтепродукты. "Мы сейчас работаем вместе с министерством (энергетики и угольной промышленности - ред.) насчет обоснованности существующего уровня повышения", - заявил глава АМКУ Рафаэль Кузьмин. Он отметил, что сейчас в Украине есть основания для роста цен на бензин и дизтопливо, и связано это, в первую очередь, с увеличением стоимости нефти на мировых рынках. Фокус.ua обратился с запросом в АМКУ и Минтопэнерго, но к моменту написания матераила, пресс-службы не успели подготовить ответ и пояснить, как в ведомствах намерены решать ситуацию с подорожанием топлива.
Независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин уверен, что правительство имеет возможность и должно повлиять на рынок нефтепродуктов, поскольку с повышением стоимости топлива появляются дополнительные риски для украинской экономики в целом. "Задание правительства и соответствующих ведомств - сбить дальнейший рост цен. У Кабмина есть рычаги влияния на рынок нефтепродуктов…Тут нужно серьезно задуматься, поскольку есть проблемы со значительным ростом цен, который будет повышать стоимость большинства товаров и услуг и инфляцию в стране", - считает эксперт.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, считает, что на украинском рынке нефтепродуктов сейчас наблюдается нестандартная ситуация. "За последнюю неделю в рознице топливо подорожало на 50 копеек, то есть на 4-5%. За несколько суток национальные операторы подняли цены на 30 копеек. Сейчас продолжается движение цен. Существуют опасения дефицита топлива в Украине, поскольку в стране остался один действующий нефтеперерабатывающий и один газоперерабатывающий завод. Соответственно, Украина на 80-85% напрямую зависит от импорта и ситуации на внешних рынках", - заявил эксперт. По его словам, в данный период в Украину заходят нефтепродукты, закупленные в конце февраля. Именно на этот период приходится пик стоимости нефти.
Заместитель директора Центра "Психея" Геннадий Рябцев считает сегодняшнее заявление АМКУ и Минэнергоугля превентивной мерой, поскольку рост цен на топливо объективен и действительно вызван внешними факторами, и повода для вмешательства в рынок сейчас нет. "Поскольку розничная наценка операторов нефтепродуктов сейчас в среднем не превышает 5%, это означает, что сейчас никаких злоупотреблений пока нет…. Вполне возможно, что это заявление является превентивной мерой", - считает Рябцев.
Директор консалтинговой группы А95 Сергей Куюн прогнозирует, что правительству не удастся снизить цены на бензин без взвешенного подхода к ситуации, который включает, в том числе, влияние на ситуацию внешних заинтересованных в ценообразовании структур. "Возможностью что-то изменить уже поспешили воспользоваться многие: переработчики побежали просить импортных пошлин, "Нафтогаз" пошел просить льгот на поставки нефти, еще кто-то просит снизить цены на украинскую нефть при переработке. Желающих помочь много, но все эти методы мало имеют общего со стабилизацией ситуации. Потому что эффективность этих предложений весьма сомнительна", - считает он.
По мнению Рябцева, улучшить ситуацию поможет комплексный подход. Например, снизить акциз на топливо. "Бездумное снижение акциза вредно для рынка. Если акцизы изменять, то изменять по определенным принципам. Акциз должен быть динамичным и уменьшать влияние внешнего рынка на украинский. Это возможно сделать. И такие предложения были выдвинуты, их необходимо поддерживать", - отметил он. Также Рябцев раскритиковал последнее предложение Кабмина, которое было отклонено. Предлагалось снизить акциз на 50 евро. "Предложение, безусловно, не было поддержано. В том виде, в котором было сделано, его не могли поддержать. Поскольку предусматривало уменьшение дохода бюджета на 1,3 миллиарда гривен", - отмечает эксперт.
По мнению Куюна, снижение акциза реально, но только в случае наличия определенных компенсаторов. "Правительству нужно идти на снижение акцизного сбора на нефтепродукты, на снижение налогов. Но чтобы не было дыры в бюджете, их нужно компенсировать путем повышения налога на нефтедобычу. Поскольку нефтедобытчики в этом году получили очень серьезные льготы от государства по ренте - снижение порядка 30% с этого налога. В то время, как цены на нефть выросли на 20%. Во всех государствах механизм пошлины, где сверхприбыли нефтяных компаний, образующихся при спекулятивных ценах на нефть, изымаются в доход государства. У компаний, по сути, остается одна и та же прибыль. А у нас ситуация - цены на нефть растут, а налоговое давление на нефтедобытчиков снизили. Тут можно было сделать в "робингудском" стиле - взять у богатых и раздать бедным", - подчеркнул он.
Президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук, считает, что правительство не спешит снижать акциз или налоги, поскольку не имеет исследований о том, где можно больше потерять: снижая налоговую нагрузку, акциз или теряя поступления налогов в бюджет от снижения потребления топлива из-за сверхвысоких цен на него. "Отмена НДС для отдельно взятой структуры НАК "Нафтогаз" - это реализация коррупционной схемы, где на входе нефти и на выходе после переработки будут стоять коммерческие структуры, которые отожмут всю маржу, а топливо на рынок попадет по той цене, по которой будут завозить трейдеры, уплатившие все налоги. Ни на стоимость топлива, ни на поступления в бюджет это не повлияет. Более того, бюджет недополучит средства от НДС", - уверен Косянчук.
Куюн полагает, что новые высокопоставленные кадры в Кабмине могут кардинально изменить ситуацию с ценообразованием топлива. "Нельзя чиновника подпускать к торговым операциям, к бизнесу. Никогда эти программы по распределению льготного топлива, по распределению каких-то объемов для села не заканчивались ничем хорошим. Тут нужен комплексный подход. Надеюсь, что с появлением новых людей в Кабмине в лице Хорошковского и Порошенко, все изменится к лучшему. Потому что все, что сейчас толкает Минэнергоугля - это явно не комплексный подход", – заявил Куюн.
А пока в Кабмине не могут придти к общему знаменателю, цены на горючее в Украине будут продолжать расти, а его качество - падать. "Рынок вырос настолько быстро, нефть дорожает, налоги высокие. Все это привело к резкому снижению доходности автозаправочного бизнеса и резко снизилось качество топлива на заправках. Достаточно весомая часть операторов рынка 30-40% просто нашли выход, чтобы начать уходить от этих лобовых цен путем удешевления ресурсов, путем снижения их качества. Поэтому существующая цена не соответствует равновесной. Думаю, что она должна бы подрасти еще на копеек 15-20. По нашим подсчетам, до 11,50 грн за литр на бензин марки А-95 и порядка 10,40 грн за литр на дизельное топливо. Но мы уже видим, что не поднимется рынок до этих отметок, потому что произойдет резкое снижение потребления. Операторам придется искать золотую средину, чтобы сохранить продажи, но пожертвовать маржой", - резюмировал Куюн.
Напомним, за последний год акцизный сбор на бензин был повышен на 50%, или на 66 евро/тонна, что эквивалентно 65 коп./литр, и что соответственно стало мощным стимулом роста цен на бензин в 2011 году. На сегодня доля налогов в цене бензинов в среднем составляет 35%, дизтоплива - 22%.
С начала марта на украинском рынке наблюдается существенный рост цен на нефтепродукты, который вызван ростом котировок нефти. Кабмин для стабилизации ценовой ситуации на рынке рассматривает возможность отмены НДС на импорт нефти в Украину для дальнейшей ее переработки и осуществления интервенций.
21 марта, Кабмин отказался от снижения акцизов как одной из мер предупреждения роста цен на нефтепродукты правительство отказалось. Вопрос был отклонен в пользу альтернативных вариантов для стабилизации цен на рынке нефтепродуктов.
Ранее премьер-министр Николай Азаров заявил, что Кабинет министров планирует снизить акциз на бензин и создать условия для ввоза 1 миллион тонн нефти, несмотря на то, что это приведет к потерям доходов бюджета.
За последние четыре недели в Минэнергоугля проведено три заседания экспертной группы. В ведомстве пытаются выработать комплекс действий, направленный на улучшение ситуации. На пятницу, 30 марта, в министерстве запланировано очередное заседание, на котором снова будет поднят вопрос подорожания топлива.
Ольга Дидух, Фокус.ua