Далеко поедут. Семейная пара создала уникальный бизнес по производству протезов для зверей

Совместив волонтерскую помощь животным с работой, супруги Илона Крылова и Олег Кодак создали уникальный для Украины бизнес

Веб-дизайнер Илона Крылова и ее муж, сотрудник IT-компании, Олег Кодак, жалея больных и бездомных животных, занимались спасением бездомных собак и кошек в свободное время как волонтеры. Никакой выгоды от этого не искали — какой уж тут бизнес?

Вопрос оказался вовсе не риторическим. Однажды к Крыловой и Кодаку попала парализованная собака, которой была необходима инвалидная коляска. Но оказалось, что в Украине товары для животных-инвалидов не только не производят, но даже импортные не продают. "Коляску пришлось заказывать на сайте американской компании-производителя, — вспоминает Илона. — Ждать пришлось несколько месяцев, а стоимость составила 500 долларов". И у супругов возникла идея создать компанию по производству товаров для животных с ограниченными возможностями.

Назвали фирму "Фракиштак". Что за странное слово, Илона и Олег объяснять отказываются, мол, это секрет. "Фирма с секретом" оказалась жизнеспособной: за два года супругам удалось выйти на рентабельность 10–15% и наладить сбыт продукции не только на украинском рынке, но и в странах ближнего зарубежья.

По образу и подобию
Изучив заказанную ими американскую коляску, а также другие образцы, которые можно было взять у коллег-волонтеров, предприниматели в 2010 году разработали свою первую модель. "Это была очень простая конструкция, но она выполняла необходимые функции", — рассказывает Илона. Скоро они с Олегом вошли во вкус и начали моделировать более сложные изделия. "Сегодняшние коляски — полностью наши разработки, — говорит Кодак. — Мы сами выбираем материалы, делаем чертежи деталей, расчеты".

Некоторые свои изобретения супруги сейчас стараются запатентовать: хотя в Украине их интеллектуальной собственности ничто не угрожает ввиду отсутствия рынка и конкурентов, патенты понадобятся для выхода на мировой рынок.

Комплектующие изготавливаются по чертежам разработчиков в токарном цехе, а текстильные элементы — на швейной мини-фабрике. Сборкой Илона и Олег занимаются сами. Коляски, как правило, делают на заказ: для разных животных нужны изделия различных размеров и конструкций. На производство одной коляски уходит от двух до четырех дней — в зависимости от ее величины. Клиенты "Фракиштака" — владельцы животных с травмами или заболеваниями позвоночника, с ампутированными конечностями, дисплазией тазобедренных суставов и другими заболеваниями, которые мешают передвигаться. В основном коляски приходится делать для собак, но владельцам "Фракиштака" случалось помогать и кошкам, и даже кролику. Цена одной конструкции — от 2000 до 3000 грн. в зависимости от сложности работы и размера изделия. Это примерно вдвое дешевле аналогов, которые можно приобрести на зарубежных сайтах.

В семейный бизнес супруги вложили 200 000 грн. личных сбережений, большую часть которых они потратили на покупку оборудования и материалов. Поскольку в классификаторе профессий не было вида деятельности, которым собирались заниматься предприниматели, бизнес зарегистрировали как "производство транспортных средств, приводимых в действие животной силой", с улыбкой вспоминает Илона.

Первое время удавалось продавать лишь одну коляску в месяц, а основными покупателями были коллеги-волонтеры. В 2011 г. продажи выросли до четырех изделий в месяц. Ассортимент продукции "Фракиштака" существенно расширился. Помимо колясок Илона и Олег стали делать поддержки для животных с параличом конечностей, корсеты для собак с травмами позвоночника, спасательные жилеты для реабилитационных упражнений на воде, ползунки и другие товары. Все это начали покупать и обычные владельцы собак, которые узнали о "Фракиштаке" из интернета или от своих знакомых.

Объемы продаж еще не позволяют супругам говорить о стабильном спросе. Но себе в убыток работать уже не приходится. За февраль этого года было продано семь колясок на сумму около 40 000 грн, из которых 15% — маржа владельцев бизнеса.

Гуманизм по-украински
Расширить круг своих клиентов супруги-предприниматели собираются посред-ством активной работы с ветеринарными клиниками, аптеками и кинологическими клубами. Для ветклиник была разработана партнерская программа, но на сотрудничество те идут пока осторожно. "Такая продукция, безусловно, нужна, — комментирует главврач Центра ветеринарной медицины "Друг" Алексей Артеменко, — но случаи, когда владельцы покупают инвалидные коляски для своих животных, редки". По его словам, хозяева не всегда готовы взять на себя хлопоты по уходу за больным животным. Альтернатива инвалидной коляске — эвтаназия обойдется владельцу в 300–400 грн. Ее выбирают чаще.

Может быть, поэтому половина продукции "Фракиштак" экспортируется в Россию, Белоруссию и Казахстан. "У нас в Москве есть партнер, который работает с ветклиниками — собирает заказы", — отмечает Кодак. Он надеется довести долю заказов из других стран СНГ до двух третей производства. И думает над дальнейшим расширением линейки: например, в бывшем СССР практически нет рынка товаров для реабилитации животных после операций.

Ирина Гамалий, Фокус