Китайский связной. Ресторатор преуспел в доставке горячих экзотических обедов в офисы
Ресторатор Олег Свистела уловил спрос на доставку горячих экзотических обедов в офисы и сумел сделать на этом бизнес с годовым доходом почти в $1 млн
Олег Свистела мог бы стать учителем или переводчиком с английского. Если бы не случайность — в студенческие годы его попросили помочь с открытием небольшого ресторанчика неподалеку от института иностранных языков, где он учился. Вникнув в тонкости ресторанного дела, Свистела понял, что нашел себе занятие на всю жизнь.
Мечтая об открытии собственного ресторана, будущий бизнесмен понимал, что ему не хватает опыта. Работа администратором и директором в известном тайском ресторане "Сантори" помогла изучить все нюансы приготовления восточной еды, научиться подбирать персонал и правильно организовывать весь рабочий процесс.
Около 10 лет назад, когда спрос на еду на вынос только появился, Свистела организовал компанию "Три толстяка", доставлявшую готовые блюда из киевских ресторанов. Но такие обеды стоили недешево, да и логистика была сложновата из-за того, что рестораны находились в разных концах города. Интереснее было самостоятельно разработать меню и развозить уже собственный продукт. Сделав ставку на китайскую и тайскую кухню, которую он хорошо знал, предприниматель не прогадал. Еда в коробочках, которую украинцы раньше видели лишь в голливудских фильмах, начала продаваться на ура. И хотя бизнесмену пока не удалось вернуть все вложенные средства, через несколько лет он планирует выйти на рентабельность в 80–90%.
Спасибо "совку"
Чтобы запустить "Пинг-Понг" полтора года назад, Свистеле пришлось вложить около $150 000. Основные расходы были связаны с открытием кухни и раскруткой фирменного сайта. Для его разработки Олег нанял специалистов из команды самого известного в СНГ дизайнера Артемия Лебедева. Главными требованиями к разработчикам были простота в использовании, запоминающийся и яркий дизайн, максимальная наглядность. Чтобы покупатели не боялись заказывать "кота в мешке", на сайте "Пинг-Понга" есть фотографии и описания всех блюд из меню.
Начав работать, предприниматель понял, что доставка еды в Киеве — это практически золотое дно. "Советская архитектура создала уникальные условия для развития подобного бизнеса, — объясняет предприниматель. — У нас в столице далеко не во всех офисных зданиях существуют столовые. Поэтому, чтобы не тратить время на поход в кафе через дорогу, люди и заказывают еду с доставкой. Это удобно, быстро и комфортно".
О востребованности бизнеса Свистелы говорят и финансовые показатели компании — уже на пятый месяц после начала работы доход "Пинг-Понга" достиг 500 000 грн., а год спустя компания ежемесячно зарабатывает около 600 000 грн. "Доставка еды — это быстрые деньги", — убежден владелец фирмы.
Оказаться быстрее
Правда, его "быстрый бизнес" очень зависим от продуманной логистики. "Пинг-Понг" в основном ориентируется на бизнес-ланчи для офисных работников, и 70% заказов приходится на время до 16.00. "Среднее время доставки еды от "Пинг-Понга" составляет 45 минут, — рассказывает владелец. — Причем маршрут всех курьеров мы продумываем до мельчайших подробностей, чтобы не потерять ни минуты".
Чтобы курьеры не стояли в пробках, Олег Свистела отказался от доставки автомобилями. Его еду развозят на мопедах или разносят пешком. В компании постоянно трудятся 16–17 курьеров.
Улучшить их работу Свистела пытается, внимательно изучая привычки клиентов. Он отслеживает статистику, которая показывает количество заказов в день, их периодичность, заказы от постоянных клиентов, пики и спады в течение рабочего дня. Кроме того, в компании постоянно работает call-центр, который не только принимает заказы, но и делает контрольные опросы относительно качества еды, быстроты доставки, поведения курьера. Продуманная логистика помогла бизнесмену сделать доставку не только одной из самых быстрых в Киеве, но и бесплатной. "В будущем я хочу сократить время доставки до 30 минут, — говорит Свистела. — Но это можно будет реализовать только тогда, когда в Киеве начнет работать целая сеть кухонь "Пинг-Понга".
В компании 70 сотрудников, и вся еда пока готовится на одной кухне (еще три по плану откроются осенью). Повара у Свистелы — украинцы, и, наверное, настоящим китайцам еда из "Пинг-Понга" покажется "неправильной". Но ресторатор утверждает, что главный источник новых клиентов для его фирмы — сарафанное радио; значит, клиенты в целом довольны. "Моя еда не претендует на аутентичность или эксклюзивность, но отвечает спросу моей клиентуры", — отмечает владелец компании "Пинг-Понг".
Свистела уверен, что бизнес будет быстро расти и он сумеет открыть филиалы по всей Украине. "В моих планах — организовать универсальную доставку, которая будет привозить людям не только китайскую еду, но и все, что только пожелает наш заказчик", — рассказывает он.
Свистела говорит так, будто не опасается конкурентов, которые легко могут скопировать его нехитрую бизнес-модель. Да что там говорит — он и действовать пока может без оглядки на соперников. "Доставка еды — это горячий тренд последних полутора лет в Киеве, — считает гастрономический блогер Аврора Решетник. — Пока говорить о какой-то конкуренции не приходится, потому что рынок очень большой. Поэтому все заходят, и каждый находит своего клиента".
Президент Ассоциации ресторанного бизнеса Киева Исай Фельдман объясняет популярность привозной еды тем, что большинство компаний не уделяют внимания питанию работающих у них людей. "В советские времена каждое предприятие со штатом свыше 300 человек было обязано иметь свою столовую, а небольшие предприятия — обеспечивать работников раздаточными обедами. Сейчас такого нет", — объясняет он. Правда, по словам Фельдмана, спрос в столице на восточную еду — всего 5–6% от объема рынка. И лучшие перспективы будут у компаний, доставляющих блюда украинской, итальянской или грузинской кухни.
Язык до Пекина доведет
Фокус протестировал пять столичных служб доставки китайской и тайской еды
В Киеве за последний год появилось не меньше десятка служб, за небольшие деньги доставляющих по городу экзотическую пищу. Фокус проверил на себе и оценил самые известные из них.
Нашими основными критериями были вкусовые качества блюд, дешевизна, покрытие и быстрота доставки. По сумме баллов, полученных по этим показателям, победила служба Ping Pong — ее основатель и стал героем рубрики. Но и у конкурентов нашлись свои преимущества: Food Box доставила заказ в термопакете, поэтому он был самым горячим, а China Box подойдет тем, кто любит есть много или в компании — минимальный заказ там состоит из четырех блюд.
К сожалению, район улицы Фрунзе, где находится редакция Фокуса, некоторые службы доставки считают не центральным, поэтому не все были готовы везти сюда заказ. У тех, кто согласился, на доставку ушло от часа до двух, и в четырех из пяти случаев еда уже не была горячей. Неприятно удивило, что практически у всех служб есть понятие минимального заказа — от 65 до 80 грн. Но порадовало, что ко всем заказам был прикреплен товарный чек, и все курьеры смогли выдать необходимую сдачу.
Дарья Осиик, Фокус