Клиент всегда мертв. Киевлянин создал успешный бизнес в сфере ритуальных услуг
Перспектива видеть скорбь и слезы каждый день не испугала Александра Горжия, и он с партнерами создал частное похоронное агентство с рентабельностью более 30%
Об этой профессии не мечтают в детстве, и нигде в Украине ей не учат. Тем не менее киевлянин Александр Горжий, владелец похоронного агентства "Реквием", не жалеет, что пятнадцать лет назад случайно попал на работу в сферу ритуальных услуг.
"В 90-е годы я закончил Киевский инженерно-строительный институт (КИСИ), но время было сложное, приходилось выживать", — рассказывает Горжий. После окончания вуза работать по невостребованной тогда специальности он не пошел: недолго трудился в фармацевтическом бизнесе, а затем подвернулась работа по организации похорон. Это был поворотный момент в жизни несостоявшегося инженера. Через несколько лет он созрел для того, чтобы открыть свой похоронный бизнес.
Компания "Реквием" возникла в 2002 году. В новую фирму с Горжием перешли десять его коллег, в основном с медицинским или фармакологическим образованием. Устраивали похороны в Киеве, продавали гробы и религиозную атрибутику. "Помимо этого мы предоставляли услуги по сохранению тел умерших, эта ниша на тот момент не была занята", — вспоминает предприниматель.
Теперь компания работает по всей Украине. У нее 18 магазинов и собственное производство ритуальной продукции. Кроме того, она одна из немногих, кто получил лицензию на транспортировку тел за рубеж. "Скорбный" бизнес показывает хорошую рентабельность в 30–40%, и в ближайших планах предпринимателя — открыть первую в Украине школу для подготовки ритуальных агентов.
До гробовой доски
Чтобы создать похоронное агентство, необходимо около $100 000 стартового капитала. Аренда помещения обойдется в 15 000–20 000 грн. в месяц. Придется потратиться на приобретение катафалка, гробов, атрибутики.
В первые годы работы компания "Реквием" закупала "основы", каркасы гробов, а затем сотрудники сами обивали их тканью. Затем Горжий организовал собственное производство под Киевом. Там, кроме гробов, делают венки, кресты, ограды. Древесина закупается в Киевской области и Западной Украине. Самый простой гроб стоит 350 грн., а самый дорогой из когда-либо заказанных "Реквиему" обошелся клиенту в 21 000 грн. Он был сделан на американский манер — с двустворчатой крышкой, из ценных пород дерева.
В похоронном деле такие же маркетинговые приемы, что и в других видах бизнеса. "Реквием" пакетирует свои услуги для разных "целевых аудиторий". В "социальный" пакет стоимостью от 3000 до 3700 грн. входят недорогой гроб, обитый шелком, два венка, ритуальный набор, покрывало, саван, крест и услуги транспорта. "Общий" пакет — от 3700 до 4500 грн. — предусматривает более дорогую атрибутику. Цена VIP-пакета — обычно от 4500 до 25 000 грн., но на самом деле "потолка" нет. "В него может входить предоставление лимузина-"кадиллака", авторский венок, — рассказывает Горжий. — Однажды пришлось искать скрипача, который играл на похоронах при морозе в 20 градусов".
"Реквием" может устроить похороны по любому религиозному обряду. Священник — мулла, раввин, ксендз — обойдется примерно в одинаковую сумму — 170–250 грн. Этот гонорар в стандартные пакеты не входит.
Самый необычный заказ, который довелось выполнять сотрудникам "Реквиема", — подготовка тела к крионике и его транспортировка в Россию. Крионика — это сохранение тела в состоянии глубокого охлаждения, чтобы когда-нибудь покойника можно было оживить. "Когда наука, возможно, достигнет новых высот", — говорит Горжий. В Киеве такую услугу никто не оказывает, зато в Москве одна компания за $40 000 обещает хранить тело на протяжении 50 лет.
Главные сложности в похоронном бизнесе, впрочем, не технического характера. "В первые часы после потери близкого у человека спадают все социальные маски, и вести себя люди могут по-разному", — объясняет Горжий, которому с трудом удается найти достаточно психологически устойчивый персонал. В ритуальном бизнесе и так мало кто мечтает работать.
За десять лет штат компании увеличился в десять раз, до 100 человек, в основном из-за открытия производства. Поскольку работа нервная и сопряжена со стрессом, графики в агентстве особые. Продавец ритуальных предметов работает сутки через трое, а похоронные агенты имеют неделю отдыха каждый месяц.
Частники против коммунальщиков
Несмотря на трудности, работать в ритуальном бизнесе выгодно. "Рентабельность производства атрибутики достигает 40%, а ритуальных услуг — 30%", — рассказывает Горжий. Бизнес стабилен: ежедневно в столице умирает 120—130 человек, а крупных частных похоронных агентств — не более пяти. У "Реквиема" от 100 до 300 клиентов ежемесячно.
По словам Людмилы Сидоренко, главы Ассоциации независимых предпринимателей в сфере ритуальных услуг, компания "Реквием" хорошо известна на рынке и по объему заказов находится на третьем месте среди похоронных агентств после компаний "Скорбота" и "Петр Великий". Помимо этого, на рынке работают еще около двадцати более мелких фирм — но их обороты несопоставимы с тройкой лидеров.
Правда, росту частных компаний на похоронном рынке препятствует не вполне честная конкуренция со стороны государства. По словам Людмилы Сидоренко, закон создает преференции для коммунальных структур. В Киеве самый крупный участник рынка ритуальных услуг — "Специализированный комбинат предприятий коммунально-бытового обслуживания", коммунальное предприятие, которое напрямую подчиняется мэрии и контролирует все столичные кладбища. Комбинат может ставить частным компаниям разнообразные преграды. Например, для заезда на территорию кладбища и установки памятника частникам нужно собрать пакет разрешительных документов, которые выдают чиновники комбината. "Являясь монополистом, спецкомбинат оказывает услуги на порядок хуже, чем частные компании, и по более высоким ценам", — утверждает Сидоренко.
Сейчас частники объединились и добиваются принятия нового закона, который бы облегчил им работу и создал равные условия для всех. При Министерстве
регионального строительства создана группа, работающая над новым законодательством совместно с похоронными агентствами. Если независимым похоронным агентствам удастся добиться своего, следует ожидать серьезного передела рынка, появления новых игроков и оригинальных услуг.
Уйти красиво
5 самых необычных погребений, которые предлагают иностранные похоронные агентства
Морской волк
В США некоторые компании предлагают морские похороны, которые часто выбирают для себя моряки. Тело умершего помещают в специальный контейнер, к нему прикрепляют GPS-навигатор, после чего контейнер сбрасывают в океан. После этого похоронная фирма организует поездки на место захоронения родственников и друзей. Стоимость услуги зависит от места "десанта" покойного.
На дне
Подводные похороны предлагает и американская компания Eternal Reefs. После кремации ее сотрудники смешивают пепел усопшего с цементом и придают полученной массе форму шара, который опускается на дно океана. Поскольку поверхность шара пористая, в ней селятся различные обитатели морского дня и создают искусственный риф. Стоимость таких похорон — $2,995.
Земля в иллюминаторе
За относительно небольшую сумму $695 работники британской компании Celestis поместят пепел усопшего в ракету и отправят ее в космическое пространство. За $12,500 пепел могут вернуть на Землю, оставить на околоземной орбите или отправить на Луну.
Мал да дорог
Американская фирма Lifegem может создать алмаз весом от 0,2 до 1,5 карата, содержащий пепел усопшего. Стоимость такой услуги – от $2,490 до $24,999. Можно выбрать синий, красный, желтый, зеленый или прозрачный цвет алмаза. В камне сохраняют также пепел домашних животных.
Последний залп
Британская компания Heavens Above Fireworks смешивает пепел покойного, оставшийся после кремации, с наполнителем салютов. И вместо погребения все это отправляется прямо в небо на глазах у родственников и друзей.
Ирина Гамалий, Фокус