Голодный год. Осенью украинцев ждет подорожание продуктов на 15-25%

У украинских аграриев крайне неудачный сезон. Этой осенью взлетят цены на продукты, снизится экспорт и вырастет давление на гривну. И только заявления правительства скрашивают эту мрачную картину

Уже четвертое заседание правительства подряд премьер-министр Николай Азаров начинает с доклада о ситуации на полях, где сейчас идет уборка урожая. Формулировки премьера всякий раз разные, но суть их не меняется. "Несмотря на засушливую осень и морозную зиму, мы рассчитываем на хороший урожай. Это я вам говорю откровенно", — источает оптимизм Азаров. По правительственным оценкам, урожай зерна в Украине в 2012 году достигнет 46–47 млн тонн — этого хватит и для покрытия внутренних потребностей, и для обеспечения экспортных обязательств.

Но подсчеты чиновников с улицы Грушевского не совпадают с тем, что фермеры видят на собственных полях. "47 млн? Ну что за бред!" — комментирует статистику крымский фермер Сергей Тур, глава областного объе-динения Ассоциации фермеров и частных землевладельцев. По его словам, урожай в хозяйствах полуострова снизился по сравнению с прошлым годом в три раза. "В первую очередь виноваты условия перезимовки, а весной сразу началась засуха, — говорит фермер. — Растения получили сумасшедший стресс: не было ни роста, ни кущения, колос пустой". Когда пришло время уборки, крестьяне увидели, что растения выжили только там, где на полях в разгар морозов оставались редкие островки снега. Такая ситуация не только в Крыму, но и на всем юго-востоке Украины. "Горит Херсон, Запорожье, Днепропетровск, — перечисляет Тур. — Горят кукуруза, подсолнечник. В некоторых хозяйствах их хотели скосить на корм, но кому?
Скотины же нету".

Реальный урожай в Украине, по оценкам независимых экспертов аграрной отрасли, будет как минимум на 7 млн тонн ниже правительственного прогноза, что на 15 млн т
меньше, чем в прошлом году. Этот провал обернется для украинских аграриев миллиардными убытками и негативно повлияет на всю экономику — вырастет инфляция, снизятся поступления в бюджет.

Ложь во спасение
В этом году Украина соберет наихудший урожай за последние пять лет, считает президент Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Алекс Лисситса. По его мнению, урожай зерна снизится до 40 млн тонн. Другие аналитические центры также снизили свои ожидания. "Наш последний прогноз — 41,4 млн тонн", — говорит директор консалтинговой компании "ПроАгро" Николай Верницкий. Не скорректировало прогнозов только правительство.

По словам Верницкого, цифры, которые называют чиновники, не выдерживают критики. "Если суммировать прогнозы урожая отдельных культур — кукурузы (22 млн тонн), пшеницы (12 млн тонн), ячменя (7 млн тонн), которые дают чиновники, все равно никак не получается выйти на 46–47 млн тонн, — говорит консультант. — Такие несовпадения особенно вопиющи, учитывая, что уже конец июля, значительная часть культур уже собрана, и интрига сохраняется только по кукурузе".

О расхождении официальных показателей урожая с реальной ситуацией говорят и в парламенте. Депутат от БЮТ Николай Томенко заявил, что обладминистрации выполняют директиву правительства о сокрытии реальных данных. Он планирует обратиться в профильное министерство за разъяснением, почему урожай завышается.

Но в Министерстве аграрной политики в названных Азаровым цифрах уверены. "Мы имеем на сегодня взвешенную оценку состояния зернового рынка, — утверждает директор департамента экономического развития и аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша. — Что касается экспертных прогнозов, то я хочу привести пример прошлого года, когда экспертная оценка Минсельхоза США (использующего в прогнозе урожаев во всем мире данные со спутников. — Фокус) говорила о том, что урожай в Украине составит 40 млн тонн. Как известно, факт был совсем другой". Чиновник отметил, что разнобой в оценках объясняется неоднородными показателями урожайности в разных регионах страны и их постоянным изменением.

Скепсис экспертов, однако, министерству преодолеть не удается. "Наша система статистики осталась советской и дает массу возможностей для манипуляций, в том числе и с объемами урожая, — отмечает Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины, консультирующего Верховную Раду. — В СССР любой колхоз с блеском справлялся с этим, зарабатывая ордена. Это у украинских чиновников в крови".

Выдавать желаемое за действительное чиновников могут заставить грядущие парламентские выборы и необходимость создать видимость стабильности в стране. "А еще нужно показать международным финансовым организациям, что у нас все под контролем и можно продолжать с нами сотрудничать", — говорит Новак. Александр Соколов, глава аналитического департамента компании Pro-Consulting, считает, что завышение прогнозов урожая может преследовать и экономическую цель — снижение нагрузки на госбюджет. "Если сейчас всплывут данные о серьезном недоборе урожая, это может спровоцировать панику и ажиотажный рост цен на зерно, а значит, и на продукты питания, в частности на хлеб, — поясняет Соколов. — Нивелировать подорожание придется интервенциями на рынке, за которые нужно будет заплатить бюджету".

Эффект домино
Убытки агросектора в текущем сезоне эксперты УКАБ оценивают в 40 млрд грн. Только 5,5 млрд грн. из них вызваны плохой погодой. Более существенно то, что украинские цены на зерно ниже мировых: из-за этого аграрии потеряют 29 млрд грн., а повышение стоимости аренды земли увеличит их расходы в этом году еще на 4,5 млрд.

Сильнее других пострадают из-за неурожая мелкие и средние хозяйства, на которые приходится более 70% рынка зерновых. Крупные агрохолдинги используют новейшие технологии, которые минимизируют влияние погоды на урожай. Основатель и крупнейший акционер компании "Мироновский хлебопродукт" Юрий Косюк утверждает, что независимо от того, какая была погода, урожайность на полях компании за последние шесть-семь лет колебалась не более чем на 10%.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

В то же время директор по производству агрохолдинга Ukrlandfarming Виктор Спасский отмечает, что в этом году погодные условия, в первую очередь засуха, были настолько неблагоприятными, что никакие агротехнологии не способны полностью их нивелировать. "На юге, в Крыму, где засуха была наиболее сильной, мы фиксируем некоторое снижение урожайности. Но за счет технологий наши показатели все равно в 1,5–2 раза выше, чем у небольших производителей в этом регионе", — говорит он, уточняя, что в других регионах, в центре, на западе, компания все же сумела выйти на прогнозные показатели урожайности. А вот хозяйствам поменьше, конечно, придется туго.

"Урожай в нашем регионе в три раза ниже, чем в прошлом году, а цены выросли на 15%, —
говорит фермер Тур. — Этот сезон — сплошная катастрофа, как минимум для юга страны".
Потребителям неурожай аукнется ростом цен на продукты питания. Мировые цены на сельхозпродукцию растут второй месяц подряд, и эта тенденция охватывает все больше стран. Погода в этом году привела к резкому снижению урожаев в большинстве стран –
поставщиков зерна, в первую очередь в России, ЕС и США, что и обусловило рост цен. Всего за полтора месяца стоимость пшеницы на мировых рынках выросла почти на $100, с $230/т до $330/т. Тонна кукурузы за месяц прибавила почти $40, подорожав до $280/т. А цены на сою на прошлой неделе и вовсе установили исторический рекорд, достигнув $601,89 за тонну.
"Украинское зерно еще не успело отреагировать на мировые тенденции, но это неизбежно произойдет, — говорит Верницкий. — Рост цен на зерно потянет за собой в первую очередь цены на мясо и молоко, а также на крупы и муку". Например, в себестоимости свинины на корма приходится 60%, и из-за роста цен на кукурузу эта составляющая уже выросла на четверть. Вот и плюс 15% к цене конечного продукта.

Приблизительно такой же рост цен ожидается и на молочные продукты, и на продукты птицеводства. В хлебной отрасли, где удельный вес муки в себестоимости выше, цены могут подскочить и на 20%.

В результате уже в ноябре можно будет наблюдать ускорение инфляции. Экономисты также предупреждают, что приписки могут сыграть злую шутку с самим правительством: реальные доходы бюджета будут ниже запланированных. Снижение валютных поступлений от зернового экспорта создаст дополнительное давление на национальную валюту и может стать одним из факторов ее девальвации. "Нарисовать можно что угодно, любой рекорд, любую цифру, — говорит Новак из Комитета экономистов. — Но экономику не обманешь".

Валерия Липка,
Фокус