Кулинарный конструктор. Киевлянин создал бизнес на доставке продуктов для ужинов на всю неделю

Специалист по логистике создал службу доставки продуктов для ужинов на всю неделю

Related video

Игорь Светликов, проектный менеджер в IT-компании, всегда ел в столовой на работе или в ресторанах. "Лень искать рецепты и выбирать продукты по списку в супермаркетах", — объясняет 28-летний киевлянин. Но пару недель назад он заинтересовался новым сервисом доставки продуктов с рецептами "для чайников" — и стал готовить. Теперь Светликов выкладывает на свою страничку фото аппетитной курицы с овощами по-азиатски и даже приглашает на ужин друзей и подруг. Правда, новоиспеченный кулинар скрывал от гостей, "откуда рецептик". А его вместе со всеми необходимыми продуктами привозит Светликову лично Денис Дубина, владелец сервиса "Продуктор".

В прошлом специалист по управлению запасами в больших FMCG-компаниях — Coca-Cola, "Эльдорадо", Wimm-Bill-Dann, Дубина решил, что пришло время делать что-то свое. "Понял, что несколько лет топчусь на месте. Захотелось что-то поменять. Поставил цель и начал планомерно работать", — вспоминает предприниматель.

Каким будет бизнес, Дубина не знал — просто отталкивался от своего желания завести собственное дело. Пару месяцев читал списки идей на сайтах, ходил и записывал все, за что цеплялся его взгляд. В итоге сделал ставку на свое увлечение кулинарией и создал сервис, аналогов которому в Украине пока нет.

Опытным путем
Вечером после работы Дубина стал заходить в магазин. Покупал продукты, готовил ужины жене и двоим детям. "Если нравилось, записывал рецепт и технологию. С первого раза не все получалось", — рассказывает он. Традиционные рецепты выпускник КПИ переосмысливал исходя из своих требований: нужно, чтобы блюдо было узнаваемое, как, например, испанская паэлья, но готовилось не больше 40 минут. "У меня задача — чтобы человек пришел с работы и быстро приготовил себе поесть. Он голодный и уставший", — формулирует свою миссию Дубина.
Адаптировав достаточно рецептов, предприниматель стал их пробовать на десятке друзей, которых он назначил "бета-тестерами". Они получали пакеты с продуктами и рецепты, готовили и рассказывали о своих впечатлениях.

Женщины одобрили идею привозить скоропортящиеся мясо и рыбу в замороженном виде. Зато "тестерам" не понравилось рыться в большом кульке. Некоторые продукты люди просто не могли найти в пакете, — например, китайскую редиску дайкон, которая нужна для приготовления курицы с овощами в азиатском стиле. Первые клиенты еще и затруднялись с количеством ингредиентов — например, не понимали, сколько нужно взять луковиц.

Поэтому Дубина решил облегчить им жизнь до неприличия — расфасовал продукты в наборы для конкретного рецепта и отметил их наклейками отдельных цветов, соответствующих маркировке на карточках с рецептами.

Месяц назад стартапер ушел с работы и открыл сайт. Снял место в коворкинг-центре и купил холодильник. Продукты он покупает сам, сам же развозит их клиентам, лишь иногда прибегая к услугам помощника.

К выбору еды Дубина подходит со скрупулезной хлопотливостью молодой хозяйки: "Себе я бы взял и немного вялый перец — все равно жарить. Но для клиентов такое не купишь — пойдешь искать в другой магазин или на базар. Самое чувствительное — трава. Базилик, мята, петрушка".
Изначально "Продуктор" предлагал доставку трех или пяти блюд, на выбор. Но со временем предприниматель понял, что выбор клиентам не нужен — они стремятся к максимальной простоте. В итоге у "Продуктора" осталась только одна опция — четыре ужина на двоих стоимостью 400 гривен. "Люди не готовят каждый день. Раз в неделю они идут в гости или в ресторан, заказывают пиццу. На выходных уезжают, — объясняет свое решение Дубина. — Поэтому мы ввели набор для четырех ужинов, причем одно блюдо готовится на два дня".
Клиенты, а их у "Продуктора" за месяц работы собралось уже 50, радуются, что у них выходит готовить. "Паста а ля Болоньезе не получилась — скорее макароны по-флотски, но тоже вкусно. Остальное вкусно, и всем понравилось", — говорит айтишник Светликов, сделавший уже два "недельных" заказа. Стоять у плиты ему понравилось, но он сильно сомневается, что захочет готовить без облегченных условий "Продуктора".

Дубина как раз на это и рассчитывает: дать клиентам разнообразную еду, новые навыки, но без головной боли: "Мои клиенты обычно не имеют опыта в кулинарии. Но берут инструкцию, и у них что-то получается. Многих это приводит в восторг".

Впрочем, есть и недовольные. На страничке сервиса в Facebook Юрий Новоставский упрекает "Продуктор": надо иметь соль, сквородку и подсолнечное масло, — поди уследи, не кончилось ли. А еще он не любит кабачки и требует исключить их из рецептов.

Дубина всем терпеливо отвечает. Обязан. Все его клиенты, мужчины и женщины от 25 до 45 лет, пришли из Facebook и Google.

Ангельские инвесторы
На старте Дубина тратил деньги только на аренду офиса и закупку продуктов — в среднем 2500–3000 гривен в неделю. Один набор обходится примерно в 200 гривен, в зависимости от меню недели. "Стоимость продуктов — где-то половина цены. Покупать самим выгоднее. Доставку заказать дешевле. Но я же не продаю продукты", – рассуждает предприниматель.
Еще 2000 гривен уходит на рекламу в Google и Facebook, а также листовки и рекламные объявления в лифтах. Рекламу "Продуктора" видят все, кто ищет "доставку продуктов". Также ее показывают тем, кто спрашивает у Google, "что приготовить". То есть примерно сотне жителей Киева в день. "Они даже не пишут "что приготовить из телятины". Просто — "че приготовить". Пельмени надоели", – смеется Дубина.

Идея использовать соцсети и контекстную рекламу для поиска клиентов пришла от инвесторов Дубины, днепропетровской компании "908", которая занимается венчурными инвестициями. Кроме "Продуктора", "908" участвует в создании социальной сети для мам "Синички" и сайта для молодых родителей "Клумба".

Долю "908" в проекте Дубина не разглашает. Но рассчитывает с помощью "ангела" сделать из своего стартапа успешный бизнес. "На честный мужской ноль мы выйдем, если будет около 80–100 заказов в неделю. Это реальный план", — говорит он. Постоянные клиенты рассказывают о сервисе знакомым, и они тоже хотят попробовать готовить по рецептам Дубины. Если сначала еду заказывали только мужчины, то теперь баланс выровнялся и появились женщины-клиенты.

Но критики не так оптимистичны. Гастрообозреватель журнала "Forbes Украина" Сергей Калинин считает "Продуктор" странным и очень нишевым проектом. По его словам, аудитория сервиса нестабильна, а наличие венчурного капитала — отнюдь не гарантия успеха. "Если говорить об аудитории социальных сетей, то эти люди не любят регулярно готовить. Им интереснее следить за другими, смотреть картинки, пробовать, чекиниться в заведениях, — отмечает он. — Не вижу, на чем может строиться лояльность клиента и в чем реальная добавленная стоимость".

Пока не видит в "Продукторе" потенциального конкурента и известный ресторатор Савелий Либкин. Он иронично советует Дубине в дополнение к рецепту доставлять клиенту шеф-повара и всю его команду, которые будут гарантировать качество приготовленного блюда, подадут его и помоют после себя посуду. "Если все это на сайте будет и все это можно будет заказать, то слово start-up имеет какой-то смысл, а иначе это start down", — жестко резюмирует Либкин.

Дубина уже не раз слышал такую критику. Его даже обвиняют в том, что он развращает своих клиентов, потакает их лени и толкает к овощному образу жизни. "Всегда хорошо работали наборы "Сделай сам", — парирует он. — Та же IKEA. Что, сложно разобраться, как сделать кровать? Нет. Но легче пойти в IKEA, купить и скрутить по инструкции. У нас кулинарная IKEA".

Катерина Панова, Фокус