Кулинарный конструктор. Киевлянин создал бизнес на доставке продуктов для ужинов на всю неделю

Специалист по логистике создал службу доставки продуктов для ужинов на всю неделю

Игорь Светликов, проектный менеджер в IT-компании, всегда ел в столовой на работе или в ресторанах. "Лень искать рецепты и выбирать продукты по списку в супермаркетах", — объясняет 28-летний киевлянин. Но пару недель назад он заинтересовался новым сервисом доставки продуктов с рецептами "для чайников" — и стал готовить. Теперь Светликов выкладывает на свою страничку фото аппетитной курицы с овощами по-азиатски и даже приглашает на ужин друзей и подруг. Правда, новоиспеченный кулинар скрывал от гостей, "откуда рецептик". А его вместе со всеми необходимыми продуктами привозит Светликову лично Денис Дубина, владелец сервиса "Продуктор".

В прошлом специалист по управлению запасами в больших FMCG-компаниях — Coca-Cola, "Эльдорадо", Wimm-Bill-Dann, Дубина решил, что пришло время делать что-то свое. "Понял, что несколько лет топчусь на месте. Захотелось что-то поменять. Поставил цель и начал планомерно работать", — вспоминает предприниматель.

Каким будет бизнес, Дубина не знал — просто отталкивался от своего желания завести собственное дело. Пару месяцев читал списки идей на сайтах, ходил и записывал все, за что цеплялся его взгляд. В итоге сделал ставку на свое увлечение кулинарией и создал сервис, аналогов которому в Украине пока нет.

Опытным путем
Вечером после работы Дубина стал заходить в магазин. Покупал продукты, готовил ужины жене и двоим детям. "Если нравилось, записывал рецепт и технологию. С первого раза не все получалось", — рассказывает он. Традиционные рецепты выпускник КПИ переосмысливал исходя из своих требований: нужно, чтобы блюдо было узнаваемое, как, например, испанская паэлья, но готовилось не больше 40 минут. "У меня задача — чтобы человек пришел с работы и быстро приготовил себе поесть. Он голодный и уставший", — формулирует свою миссию Дубина.
Адаптировав достаточно рецептов, предприниматель стал их пробовать на десятке друзей, которых он назначил "бета-тестерами". Они получали пакеты с продуктами и рецепты, готовили и рассказывали о своих впечатлениях.

Женщины одобрили идею привозить скоропортящиеся мясо и рыбу в замороженном виде. Зато "тестерам" не понравилось рыться в большом кульке. Некоторые продукты люди просто не могли найти в пакете, — например, китайскую редиску дайкон, которая нужна для приготовления курицы с овощами в азиатском стиле. Первые клиенты еще и затруднялись с количеством ингредиентов — например, не понимали, сколько нужно взять луковиц.

Поэтому Дубина решил облегчить им жизнь до неприличия — расфасовал продукты в наборы для конкретного рецепта и отметил их наклейками отдельных цветов, соответствующих маркировке на карточках с рецептами.

Месяц назад стартапер ушел с работы и открыл сайт. Снял место в коворкинг-центре и купил холодильник. Продукты он покупает сам, сам же развозит их клиентам, лишь иногда прибегая к услугам помощника.

К выбору еды Дубина подходит со скрупулезной хлопотливостью молодой хозяйки: "Себе я бы взял и немного вялый перец — все равно жарить. Но для клиентов такое не купишь — пойдешь искать в другой магазин или на базар. Самое чувствительное — трава. Базилик, мята, петрушка".
Изначально "Продуктор" предлагал доставку трех или пяти блюд, на выбор. Но со временем предприниматель понял, что выбор клиентам не нужен — они стремятся к максимальной простоте. В итоге у "Продуктора" осталась только одна опция — четыре ужина на двоих стоимостью 400 гривен. "Люди не готовят каждый день. Раз в неделю они идут в гости или в ресторан, заказывают пиццу. На выходных уезжают, — объясняет свое решение Дубина. — Поэтому мы ввели набор для четырех ужинов, причем одно блюдо готовится на два дня".
Клиенты, а их у "Продуктора" за месяц работы собралось уже 50, радуются, что у них выходит готовить. "Паста а ля Болоньезе не получилась — скорее макароны по-флотски, но тоже вкусно. Остальное вкусно, и всем понравилось", — говорит айтишник Светликов, сделавший уже два "недельных" заказа. Стоять у плиты ему понравилось, но он сильно сомневается, что захочет готовить без облегченных условий "Продуктора".

Дубина как раз на это и рассчитывает: дать клиентам разнообразную еду, новые навыки, но без головной боли: "Мои клиенты обычно не имеют опыта в кулинарии. Но берут инструкцию, и у них что-то получается. Многих это приводит в восторг".

Впрочем, есть и недовольные. На страничке сервиса в Facebook Юрий Новоставский упрекает "Продуктор": надо иметь соль, сквородку и подсолнечное масло, — поди уследи, не кончилось ли. А еще он не любит кабачки и требует исключить их из рецептов.

Дубина всем терпеливо отвечает. Обязан. Все его клиенты, мужчины и женщины от 25 до 45 лет, пришли из Facebook и Google.

Ангельские инвесторы
На старте Дубина тратил деньги только на аренду офиса и закупку продуктов — в среднем 2500–3000 гривен в неделю. Один набор обходится примерно в 200 гривен, в зависимости от меню недели. "Стоимость продуктов — где-то половина цены. Покупать самим выгоднее. Доставку заказать дешевле. Но я же не продаю продукты", – рассуждает предприниматель.
Еще 2000 гривен уходит на рекламу в Google и Facebook, а также листовки и рекламные объявления в лифтах. Рекламу "Продуктора" видят все, кто ищет "доставку продуктов". Также ее показывают тем, кто спрашивает у Google, "что приготовить". То есть примерно сотне жителей Киева в день. "Они даже не пишут "что приготовить из телятины". Просто — "че приготовить". Пельмени надоели", – смеется Дубина.

Идея использовать соцсети и контекстную рекламу для поиска клиентов пришла от инвесторов Дубины, днепропетровской компании "908", которая занимается венчурными инвестициями. Кроме "Продуктора", "908" участвует в создании социальной сети для мам "Синички" и сайта для молодых родителей "Клумба".

Долю "908" в проекте Дубина не разглашает. Но рассчитывает с помощью "ангела" сделать из своего стартапа успешный бизнес. "На честный мужской ноль мы выйдем, если будет около 80–100 заказов в неделю. Это реальный план", — говорит он. Постоянные клиенты рассказывают о сервисе знакомым, и они тоже хотят попробовать готовить по рецептам Дубины. Если сначала еду заказывали только мужчины, то теперь баланс выровнялся и появились женщины-клиенты.

Но критики не так оптимистичны. Гастрообозреватель журнала "Forbes Украина" Сергей Калинин считает "Продуктор" странным и очень нишевым проектом. По его словам, аудитория сервиса нестабильна, а наличие венчурного капитала — отнюдь не гарантия успеха. "Если говорить об аудитории социальных сетей, то эти люди не любят регулярно готовить. Им интереснее следить за другими, смотреть картинки, пробовать, чекиниться в заведениях, — отмечает он. — Не вижу, на чем может строиться лояльность клиента и в чем реальная добавленная стоимость".

Пока не видит в "Продукторе" потенциального конкурента и известный ресторатор Савелий Либкин. Он иронично советует Дубине в дополнение к рецепту доставлять клиенту шеф-повара и всю его команду, которые будут гарантировать качество приготовленного блюда, подадут его и помоют после себя посуду. "Если все это на сайте будет и все это можно будет заказать, то слово start-up имеет какой-то смысл, а иначе это start down", — жестко резюмирует Либкин.

Дубина уже не раз слышал такую критику. Его даже обвиняют в том, что он развращает своих клиентов, потакает их лени и толкает к овощному образу жизни. "Всегда хорошо работали наборы "Сделай сам", — парирует он. — Та же IKEA. Что, сложно разобраться, как сделать кровать? Нет. Но легче пойти в IKEA, купить и скрутить по инструкции. У нас кулинарная IKEA".

Катерина Панова, Фокус