Дело в шляпе. Украинка сделала бизнес на изготовлении головных уборов
Возвращение в моду классических головных уборов заставило Светлану Пацалюк овладеть забытым ремеслом. Через четыре года ее шляпное ателье превратилось в настоящий бизнес и начало приносить стабильный доход
Уроженка Винницкой области Светлана Пацалюк мечтала стать дизайнером одежды, однако случай заставил ее заняться довольно архаичным ремеслом. "Так как я училась в Легпроме, один знакомый попросил помочь ему купить в Киеве добротную шляпу, — рассказывает Светлана. — Я начала изучать этот вопрос и поняла, что купить ее негде".
Черно-белая гамма
Для старта девушкам понадобилось всего $800, которые они заняли у своих родителей. На эти деньги зарегистрировали фирму и закупили материалы для создания пробной коллекции шляп. Поскольку они и раньше занимались дизайном и швейным делом, многое у них уже было под рукой.
Участие в первой выставке-ярмарке большого успеха не принесло. Светлана Пацалюк подошла к делу творчески, изготовив коллекцию цветных шляп, но покупатели, привыкшие к традиционной темной цветовой гамме, ее порыв не оценили. И хотя цветные изделия пришлись по душе стилистам и художникам по костюмам, Пацалюк больше так не рискует — 80% ее фетровых шляп теперь черные. Прежде чем запустить новую модель, владелица компании "Шапелье" примеряет ее на себя и изучает реакцию прохожих. "Я смотрю на шляпу как художник и вижу модель не так, как покупатель, — рассказывает она. — А иногда выходишь на улицу и слышишь вслед: "Шапокляк" или "Снегурочка". Тогда становится понятно, что модель надо менять.
70% ассортимента "осень/зима" у "Шапелье" — это классические мужские и женские фетровые шляпы. На "весну/лето" больше приходится театральных, киношных, вечерних и свадебных моделей. "Первую киношную шляпу я создала для одного из фильмов Оксаны Байрак, — говорит Пацалюк. — Сейчас делаем шляпы для фильма "Иван Сила", который снимает Виктор Андриенко". Театральные шляпы часто берут напрокат для тематических вечеринок и корпоративов. Одна из самых популярных — "шляпа Наполеона", такую сотрудники часто дарят на день рождения боссу.
Сырье для создания фетровых шляп мастера закупают на Хустской фетровой фабрике. Фетровая заготовка натягивается на деревянную форму — колодку и пропитывается специальным раствором. По мере высыхания заготовка принимает нужную форму. Затем ее нужно снять, обшить края и обработать паром.
Кроме фетра в производстве шляп используют бархат или лен. Для летних моделей нужны солома и волокно бананового дерева, которое приходится заказывать в Великобритании. В среднем шляпа обходится клиенту в 500 грн., но есть модели гораздо дороже. Одной клиентке ателье понадобилась шляпа для посещения королевских скачек в Англии. Головной убор и комплект разноцветных украшений к нему обошелся в 2000 грн.
Если раньше шляпами интересовались в основном люди среднего возраста, то в последнее время среди клиентов ателье больше молодежи. "Шляпы стали использовать как аксессуар к вечерним платьям. Появилась свадебная шляпа как альтернатива фате", — объясняет владелица ателье.
По словам дизайнера Ольги Лавриненко, сегодня в моде жокейские шляпы, шляпы-клеш, объемные шляпы из искусственного цветного меха. Как отмечает дизайнер, шляпа — это деталь, которая формирует образ, и не всякий человек может ее правильно подобрать.
В отличие от других ателье, в ассортименте "Шапелье" много мужских шляп. "Принято считать, что мужские модели — это прерогатива фабрик, а не ателье, потому что для их производства нужен пресс, — рассказывает Светлана. — Но мы нашли мастера, который сделал нам специальные колодки". Благодаря этому у Пацалюк появилось много постоянных клиентов.
Например, скульптор Юрий Мищенко не мог подобрать себе шляпу в магазинах. "Я долго искал шляпу и нашел ее в "Шапелье". Относительно недорого, качественно, и сделана она была в срок", — отмечает он.
Импорт наседает
Месячный оборот "Шапелье" — 20 000 грн. Через четыре года после запуска ателье остается небольшим бизнесом, в нем работают всего три человека. Главные расходы фирмы — это аренда мастерской возле метро "Вокзальная" за 3000 грн. в месяц и зарплаты сотрудников.
Несмотря на растущую популярность шляп, их производство сложно назвать сверхвыгодным. "Рентабельность этого бизнеса — 10–15%", — подчеркивает Светлана. Зарабатывать можно было бы и больше, если бы с ростом спроса на шляпы магазины не наполнялись китайскими товарами сомнительного качества, но почти вдвое дешевле, чем в ателье.
Конкуренция с украинскими шляпниками ощущается гораздо меньше — по словам Пацалюк, производством этих головных уборов в Украине занимается всего пять крупных ателье, не считая отдельных мастеров. Среди главных конкурентов "Шапелье" можно выделить "Шляпную мастерскую Цыганок". По словам ее владелицы Оксаны Цыганок, ежемесячно ателье продает около 70 шляп — как повседневных, так и оригинальных, дизайнерских. Цена изделия колеблется от 200 до 4000 грн.
Снизить цену и поднять рентабельность помогло бы серийное производство. Но для перехода от ручной работы к фабричной нужно дополнительное оборудование — прессы и набор деталей для них. "Один пресс стоит 150 000 грн., его продуктивность — 100 изделий в день, — рассказывает Светлана. — Вручную получается делать только пять-шесть шляп". Сейчас в распоряжении мастеров лишь колодки, парогенератор и швейные машины.
Если владелице "Шапелье" удастся увеличить объем производства, можно будет задуматься и о сети собственных магазинов. Светлана Пацалюк мечтает о небольших магазинах "Дом шляп" в Киеве, Одессе, Севастополе, Донецке, Львове и Харькове. Именно из этих городов к ней сейчас поступает больше всего заказов.
Ирина Гамалий, Фокус