Forbes.ua выяснил, кто стоит за переходом Украины с аналогового на цифровое телевещание
В 2015 году Украина переходит на цифровое телевещание: качественная картинка, бесплатный сигнал, 32 канала, а кнопка на самом деле одна: доступ к цифровому ТВ всей Украине предоставит таинственная фирма, имена владельцев которой глубоко засекречены, пишет Forbes.ua
Издание провело расследование, чтобы установить, кто контролирует компанию Зеонбуд (или бренд T2, который украинцам известен гораздо лучше, чем имя самой фирмы).
Напомним, что до 2015 года на цифровое вещание перейдет не только Украина, но и вся Европа. При этом частотный диапазон, выделяемый телеканалам, ограничен, потому общенациональных эфирных каналов сейчас так немного.
Но в цифровом формате на частотах, которые сейчас отводятся одному каналу, можно разместить 4-6: чем выше качество изображения, тем меньше каналов. Все благодаря компрессии MPEG-2/4 - эффективной технологии сжатия данных.
Видео и аудио всех каналов затем объединяют (мультиплексируют) в один общий поток и отправляют через цифровые передатчики телезрителям - это похоже на огромную wi-fi-сеть, разбросанную по всем населенным пунктам страны, только работают в ней не компьютеры, а телевизоры, способные принимать цифровой сигнал.
"Я считал, что это должно быть монопольное формирование, принадлежащее государству", - отвечает на вопрос, кто должен быть оператором сети цифрового вещания Игорь Курус, бывший замглавы Нацкомиссии по телерадиовещанию.
В декабре 2010 года Нацсовет выдал лицензию никому не известной компании Зеонбуд, разрешив ей строительство сети для передачи четырех мультиплексов по 12 каналов в среднем качестве каждый. Зеонбуд получил также право самостоятельно выбрать эти каналы.
Forbes.ua пишет, что фирма подтвердила серьезность своих намерений эффективным способом - предъявила гарантию государственного Укрэксимбанка на миллиард гривен.
В остальном же она осталась "темной лошадкой", пишет издание, и добавляет, что ее владельцы скрываются за сетью офшорных компаний. Конкретного адреса у компании нет - вместо него на сайте Зеонбуда указан абонентский ящик.
В апреле 2011 года Нацсовет организовал конкурс для каналов, желающих вещать в "цифре", и если раньше каналы просто подавали документы регулятору, на этот раз появился предварительный барьер - необходимость заключить договор с Зеонбудом.
Валентин Коваль, директор телеканала М1, вспоминает, как он заключал этот договор: "Нужно было зайти на сайт компании, скачать pdf-файл договора, распечатать, подписать и отправить на абонентский ящик. Никаких переговоров, никаких обсуждений и правок. Не было даже возможности изменить название своей должности, если ты, например, не генеральный директор. Нравится - не нравится, хочешь вещать в цифровой эре - подписывай".
Издание констатирует также, что для мелких региональных телеканалов, особенно с оппозиционной точкой зрения, места в мультиплексах Зеонбуда не нашлось (на каждую область выделено четыре телеканала).
Вскоре придется несладко и телезрителям: технологию Нацсовет избрал новую, DVBT-2, и большинство телевизоров в Украине не работают с ней. Кроме того, совет принял решение закодировать сигнал: все жители Украины, даже если их телевизоры поддерживают DVBT-2, вынуждены будут купить специальные модули (сет-топ-боксы).
Вместе с тем, лицензией на эту кодировку владеют в Украине всего две компании: Strong и Ромсат. Проданные исключительно ими сет-топ-боксы могут принимать и понимать сигналы цифрового оператора.
Первые приставки уже поступили в продажу, а для малообеспеченных граждан государство закупило их у фирмы Strong за 350 млн грн. Forbes.ua также пишет, что каналы будут платить Зеонбуду за распространение сигнала $2,5 млн в год каждый.