Вам письмо. Укрпочта намерена побороться за рынок банковской розницы
Государственная почтовая компания, уступив коммерческим службам рынок доставки, готовится взять реванш — в банковской рознице
"Мне передали, что вы не хотите сотрудничать с Укрпочтой. Прошу вас, приезжайте, поговорим. Ну, это субподрядчик говорит, я вам говорю другое – давайте, приезжайте, обсудим" — за таким телефонным разговором журналист Фокуса застала нового руководителя Укрпочты Оксану Плотникову. Почтовому монополисту теперь приходится уговаривать крупных клиентов: все последние 10 лет Укрпочта лишь пассивно сдавала позиции частным компаниям и в итоге уступила лидерство, несмотря на национальный статус и благоприятствующее законодательство.
По данным аналитиков, на долю госкомпании в 2011 г. приходилось лишь 35% рынка почтовой логистики, на 5% меньше, чем в 2010-м. В то же время этот рынок, объем которого достиг 3 млрд грн., — один из немногих растущих в украинской экономике. Ежегодный рост на 20% стимулирует появление сотен мелких курьерских фирм и компаний экспресс-доставки. Между ними идет жесткая конкурентная борьба. У проигрывающей им в подвижности Укрпочты в этих условиях остается единственный козырь — разветвленная сеть, насчитывающая 14 000 отделений во всех уголках страны, и именно на их развитие руководство компании собирается сделать ставку.
По данным Всемирного почтового союза, финансовые услуги предоставляют 93% всех национальных почтовых операторов. Почтовым банкингом пользуются около 1 млрд человек во всем мире. Во Франции, Италии, Польше для этих целей были созданы специальные государственные почтовые банки, позволяющие получать от финансовой деятельности максимальную прибыль. В Белоруссии почтовая служба предлагает населению услуги трех банков, в том числе и государственного. Но партнером Укрпочты является лишь Дельта Банк: госбанки, по словам Плотниковой, такое сотрудничество не заинтересовало.
В июле Укрпочта и девятый в стране по собственному капиталу Дельта Банк подписали генеральное соглашение, и кредитование было введено в 200 отделениях. До конца года их должно быть 2000. "Мы предлагали это всем банкам. Но для меня было очень важно быстро запустить этот проект", — отмечает гендиректор.
В то же время Борис Тимонькин, председатель правления Unicredit Bank (ПАО "Укрсоцбанк"), шестого в рейтинге крупнейших украинских финучреждений, говорит, что не получал предложения от Укрпочты. Не предлагали партнерство с почтой и крупному банку "Хрещатик", говорит председатель правления Дмитрий Гриджук. Оба банкира утверждают, что охотно откликнулись бы на предложение Укрпочты работать в ее отделениях.
Для Дельта Банка сотрудничество с Укрпочтой чрезвычайно выгодно: банк получает новые точки продаж без затрат на ремонт и набора дополнительных сотрудников. За это он платит Укрпочте 4% комиссионных, еще 1% от комиссии за обслуживание кредита будут получать сотрудники госкомпании.
По похожей схеме оказывают и страховые услуги. С сентября страховые полисы компании "АСКА", принадлежащей Ринату Ахметову, начали продаваться в 300 отделениях почты. "Они предложили самые интересные условия, и у них представлены все виды страхования", — объясняет Плотникова свой выбор.
Правда, большого спроса на страхование в отделениях почты пока не наблюдается: за первый месяц было продано всего 9 полисов. Плотникова считает, что виной тому отсутствие информации, и после того как стартует масштабная рекламная кампания новых услуг почты, спрос на них появится.
Введение новых услуг, по задумке руководства, должно поднять рентабельность Укрпочты с 1% до 4%.
Модернизация затронет не только отделения Укрпочты, но и ее сайт, над редизайном которого будет работать World Web Studio, ранее переделавшая интернет-страницу сотовой компании МТС. Через новый сайт можно будет не только отследить посылку, но и оплатить коммунальные услуги, заказать курьерскую доставку и билеты.
Затраты на рекламу, новый сайт и модернизацию транспорта Укрпочты составят порядка 300 млн грн. Источник средств пока неясен — по словам гендиректора, транспорт можно покупать и за счет прибыли компании (правда, составившей в 2011 году всего 36 млн грн.), и в кредит.
Впрочем, даже если Укрпочта сможет поднять свою рентабельность в несколько раз, ей все равно будет далеко до конкурентов — коммерческих почтовых сервисов, которые, оказывая только самые выгодные услуги, работают с рентабельностью 10–15%.
Частный случай
Оксана Плотникова считает, что по срокам и качеству услуг Укрпочта не уступает частникам. Но многие клиенты не согласны с таким утверждением. "Альтернативные службы доставки могут доставить товар или посылку прямо к вам домой или в офис, принять оплату и выдать чек, — говорит глава Ассоциации участников электронного бизнеса Украины Павел Сиделев. — А чтобы оплатить товар наложенным платежом в отделении почты, нужно час стоять в очереди с бабушками, оплачивающими коммунальные услуги". По словам Сиделева, из-за отсутствия у курьеров Укрпочты мобильных терминалов и очередей в отделениях большинство интернет-магазинов предпочитают сотрудничать с частными курьерскими службами, с которыми к тому же можно торговаться.
С развитием электронной почты люди пишут друг другу традиционные письма все реже. Частная корреспонденция составляет лишь около 20% всех отправленных писем, остальное — это официальные уведомления, счета, реклама и прочая деловая переписка.
На этом рынке Укрпочте тоже наступают на пятки. По данным УАДМ, половину рынка доставки писем частные компании уже захватили.
"Укрпочта как государственное предприятие имеет ряд привилегий, в том числе монопольное право на рассылку писем весом до 50 г, однако воспользоваться этими преимуществами в сегодняшней ситуации компания не может", — говорит президент УАДМ Валентин Калашник. Укрпочте пришлось бы судиться с сотнями компаний, а это дорого и долго.
Государственный статус кроме сомнительных привилегий приносит и реальные убытки. Укропочта обязана предоставлять населению невыгодные для нее услуги — например, доставлять периодику по льготному тарифу.
В условиях быстро развивающегося рынка госпредприятию недостает гибкости и мобильности, чтобы противостоять конкурентам. Впрочем, эта проблема характерна для всех государственных компаний. А если сравнивать Укрпочту с другими национальными операторами, она не так уж плоха: согласно исследованию Universal Postal Union, Украина входит в 25 стран с наиболее развитыми почтовыми службами.
Сделано в Германии
Реформа позволила государственному почтовому монстру стать прибыльной компанией с рыночной капитализацией 18,7 млрд евро
Приватизация Deutsche Post, ныне известной во всем мире как DP-DHL, — пример успешной трансформации громоздкой, убыточной и неконкурентной структуры в лидера отрасли.
В 1989 году государственная немецкая почтовая служба была разделена на три части, которые впоследствии были приватизированы и стали отдельными компаниями — Deutsche Post,
Deutsche Postbank и Deutsche Telekom. В 2000 году большинство акций DP было выставлено на фондовой бирже.
Инвестиции потекли в ставшую частной почтовую компанию рекой. Купив частную компанию экспресс-доставки DHL, она сразу же начала масштабную модернизацию и экспансию на мировые рынки, в первую очередь в Великобританию и США. DP-DHL стала крупнейшим в мире игроком на рынке почтовой логистики. Только в Германии она доставляет 65 млн писем и 3 млн посылок в день. В 2011 году прибыль компании выросла на 2,8%, до 52,8 млрд евро. Причем около 40% прибыли компания выплачивает своим акционерам в виде дивидендов. 75% акций находятся в свободном обращении на бирже.
У DP-DHL тысячи конкурентов, но компания контролирует 86,6% рынка почтовых услуг в Германии, даже несмотря на то, что в 2008 году рынок был полностью либерализирован, согласно требованиям Европейского союза. Также компания контролирует 37% рынка экспресс-доставки в Европе в целом.
Успешный пример Германии вдохновил на приватизацию почтовые службы и других европейских стран — Бельгии, Нидерландов, Швеции и Финляндии. В 2009-м приватизацию своей почтовой службы закончила и Япония.
Получите и распишитесь
Главное преимущество Укрпочты — ее размер и большой объем услуг
- 14 000 отделений по всей стране, из них 10 000 в сельской местности
- свыше 3,6 тысячи автомобилей, из них 14% со сроком службы до 10 лет
- 2 тысячи маршрутов перевозки почты общей суточной протяженностью свыше 300 000 км
- 30 000 почтовых ящиков
- 98 000 сотрудников, из них 40 874 почтальонов
Объемы работ
- 307 миллионов единиц исходящей письменной корреспонденции в год, всего 8–10% писем доставляется не вовремя
- доставка подписчикам около 10 000 наименований газет и журналов — почти миллиард экземпляров в год
Услуги
- распространение периодических изданий
- курьерская доставка
- почтовые переводы по Украине и за ее пределы
- денежные переводы через международные платежные системы
- выплата и доставка пенсий и материальной помощи
- прием платежей, в том числе и через интернет
- выдача наличных кредитов
- продажа страховых полисов
Ольга Вальчишена, Фокус