Полный фарш. Киевлянин сделал бизнес на производстве мясного питания для домашних животных

Не найдя подходящего корма для своей собаки, киевский повар открыл фирму по производству мясного питания для домашних животных

Киевлянин Александр Кельбас с ранней юности мечтал стать ресторатором. Поэтому получил два образования: кулинарное и экономическое. После окончания Киевского национального торгово-экономического университета Александр организовал свой первый бизнес в сфере общепита — готовил и доставлял обеды для сотрудников строительных компаний, кондитерской фабрики и молокозавода. Возможно, он занимался бы этим и по сей день, если бы не кризис: в 2008 году предприятия стали экономить и отказались от бесплатных обедов для работников.

В это же время Александр с семьей переехал жить за город и, поддавшись на уговоры детей, купил щенка немецкой овчарки. Тут же возникла проблема: заводчики кормили щенка мясной смесью, поэтому он отказывался есть сухие корма, а готовить отдельно для собаки у Кельбаса времени не было. "Я поговорил с другими заводчиками и понял, что купить натуральный корм для собаки — большая трудность", — рассказывает он. Поскольку ниша оказалась практически пустой, Кельбас увидел возможность для запуска нового бизнеса и решил создать компанию по производству натуральных кормов для домашних животных. Торговую марку "Dogторская" предприниматель придумал сам, а эмблему нарисовала дочка. Четыре года спустя годовой оборот его компании составляет 1,8 млн грн.

Большая часть кормов состоит из смеси куриного мяса и субпродуктов второй категории – отходов переработки туш на мясокомбинатах: голов, ушей, желудков, селезенки, легких. "У тех комбинатов, на которых я их закупаю, потом не страшно брать колбасу", — шутит Кельбас, однако называть поставщиков не хочет — бережет от конкурентов. В итоге собачий фарш стоит в несколько раз дешевле, чем тот, что предназначен для людей: цена упаковки в 1 кг — ежедневной нормы для большой собаки — от 8 до 12 грн. "Питание одной немецкой овчарки на наших кормах обходится в месяц в 300 грн., на сухих кормах — около 700 грн., — сравнивает Кельбас. — При этом не надо забывать, что собаки и кошки остаются хищниками, и им нужно натуральное мясо".

Помимо кормов, содержащих только мясо, компания предлагает также смеси с отрубями, ячневой кашей и морковью. Есть также особый продукт, который Александр называет "гематогеном", поскольку в его состав входит селезенка, богатая красными кровяными тельцами. По словам Константина Компанийца, ветеринарного врача клиники "ВетМастер", такой корм хорошо подходит собакам, перенесшим заболевания крови, например, пироплазмоз.

Корма продаются в замороженном виде. Упаковки в 0,5 кг и 1 кг предназначены для крупных собак, для маленьких собак и кошек есть сардельки весом по 100 г каждая.

Всего компания Кельбаса "Комфорт Стиль" продает десять видов продукции. Отдельно разрабатываются смеси для индивидуальных заказчиков — собачьих питомников. По их просьбам питание может быть более калорийным или фасоваться в большие упаковки. На питомники приходится около 20% выпускаемой продукции, остальные 80% продаются в розницу.

Выиграли всухую
Производство еды для кошек и собак — перспективный бизнес, уверен Александр Кельбас, ведь кошек содержат более трети украинских семей, а собак — 18%.

Рентабельность бизнеса по производству натуральных кормов он оценивает в 7%. В Украине подобный продукт выпускает еще один производитель — компания "Стандарт". "Эта компания дольше на рынке, она была для нас образцом", — рассказывает Кельбас. — Чтобы разойтись с ними, мы разрабатываем продукцию, отличающуюся по рецептуре".

Правда, владелец "Комфорт Стиля" считает, что главные его конкуренты — иностранные производители сухих кормов и консервов, которые занимают львиную долю украинского рынка.
По данным инвестиционной компании Corporate Leverage, объем отечественного рынка еды для домашних питомцев составляет около $100 млн, и 70% этого рынка занимает компания Mars с марками Pedigree Petfoods, Royal Canine, Nutro и др. Компания Nestle, выпускающая корма Carnation, Spillers Petfoods, Ralston Purina, захватила 15% рынка. Украинский производитель сухого корма — компания "Кормотех" контролирует 6% рынка с торговыми марками "Мяу!", "Гав!" и "Клуб 4 лапы". По словам Игоря Блыстива, начальника отдела маркетинга компании "Кормотех", рынок сухих кормов на сегодняшний день насыщен во всех ключевых сегментах. Но у мелких производителей, делающих такие продукты, как печенье, колбаски и косточки из сухожилий, есть шанс найти свою нишу.

Обороты компаний, производящих мороженые корма, пока слишком малы, чтобы сравниться с лидерами. По словам Кельбаса, увеличить объем производства не позволяет недоступность кредитования. "Мы уже вложили около 400 000 грн., и инвестиции могут понадобиться еще", — говорит предприниматель. Сейчас компания готовится заключить крупный контракт, и в скором времени ей понадобятся средства, чтобы нарастить обороты.

Непросто дается и сбыт продукции. Торговые сети бывает сложно убедить в том, что им нужен замороженный собачий корм. По словам Кельбаса, на сети приходится 50% продаж. Пока его фирма сотрудничает с сетями "Фоззи", "Экомаркет", "Велика Кишеня" и "Эпицентр" в Киеве и Харькове. Оставшуюся половину продукции реализуют зоомагазины и ветеринарные клиники. По словам ветеринара Константина Компанийца, в месяц посетители его ветклиники покупают около 400 кг корма.

Ирина Гамалий, Фокус