Аналитика: виновата ли политика США в ралли юаня

Китайская валюта достигла рекордного максимума на этой неделе в результате ускоряющегося ралли, вызвав слухи о том, этот рост спровоцировал Пекин, который хочет смягчить нападки США, связанные с тем, что Китай недооценивает свою валюту, передает агентство Reuters.

Напомним, что Вашингтон в течение многих лет утверждает, что правительство Китая искусственно снижает стоимость юаня, чтобы поддержать экспорт и нарастить долю рынка, что в конце концов стоит американцам рабочих мест.

"Я не могу не согласиться с тем, что за недавним ростом юаня может стоять политика Центробанка. Но, с другой стороны, я бы не сказал, что не существует альтернативных объяснений сильного юаня, без привлечения политических мотивов", сказал Чжан Чжимин из HSBC.

При этом большинство дилеров говорит, что ралли, начавшееся в июле, можно объяснить множеством экономических факторов, например, увеличением торгового профицита страны.

Самое большее, что мог сделать Центробанк, - это использовать высокие ежедневные курсовые установки в последние недели, чтобы показать свою толерантность к высокому валютному курсу. Это могло бы смягчить заявления о том, что юань недооценен, неоднократно повторяющиеся в ходе предвыборной кампании в США.

Клаудио Пирон из азиатского подразделения Bank of America Merrill Lynch сказал, что высокие фиксированные установки для юаня могут быть ответом на риторику американской предвыборной кампании, но ралли, вероятно, подстегивают другие факторы.

"Это милая история, но я думаю, существуют другие факторы, которые поддерживают (юань), есть границы того, как далеко он может зайти", - сказал он.

Народный банк Китая контролирует юань посредством валютных интервенций и установкой базовой ставки в начале каждого торгового дня, известной как дневное среднее значение.

Курс юаня к доллару может колебаться не более, чем на 1 процент в любую сторону от среднего значения.

Reuters констатирует, что это означает, что юань двигается медленнее, чем валюты более открытых экономик. И поэтому 2,4-процентный подъем с минимального в 2012 году значения в июле до рекордного максимума 6,2446 юаня к доллару в четверг, вызвал удивление участников рынка.

С ОГЛЯДКОЙ НА РОМНИ?

В начале сентября Центробанк, кажется, захотел ограничить рост юаня, и часто устанавливал дневное значение на более низком уровне, чем уровень закрытия предыдущей сессии. На прошлой неделе он изменил курс, установив высокий ориентир, словно желая укрепить валюту и, таким образом, породил на рынке слухи о том, что за этим стоит политический мотив.

"Мы продолжаем считать, что сильные базовые ставки могут отражать желание Китая поддержать нынешнюю администрацию США перед выборами в ноябре", - написал Дариуш Ковальчик из Credit Agricole CIB в аналитической записке.

Тезис состоит в том, что Пекин предпочитает, чтобы президент Барак Обама остался на второй срок, так как претендент от республиканцев Митт Ромни обещает проводить более жесткую политику в отношении торговли с Китаем и его валюты.

Ромни повторил на прошлой неделе во время дебатов с Обамой, что, если выиграет выборы, то в день, когда станет президентом, повесит на Китай ярлык валютного манипулятора.

Обама выступил в защиту своих достижений: "Что касается валютных манипуляций, (китайская) валюта действительно выросла на 11 процентов с тех пор, как я стал президентом, потому что мы усердно подталкивали его", - сказал он на дебатах.

Аналитики отмечают, что ярлык "манипулятора" имеет менее суровые последствия, чем принято думать. "Пикантный маленький секрет в том, что именование Китая валютным манипулятором просто повлечет за собой консультации по этой проблеме. Вот поэтому, как я считаю, Ромни на самом деле проталкивает это - он знает, что это значит немного", - сказал Саймон Лестер из Cato Institute.

"Посмотрите на язык, который использует Ромни. Он говорит, что применит их (санкции) "при необходимости". Таким образом он оставляет себе место для маневра. Он может взять какое-то время для переговоров с Китаем, изучения вопроса и в конце концов решить, что в тарифах нет необходимости", - добавил он.

Ранее в этом году министерство финансов США сообщило, что, не обязательно назовет Китай валютным манипулятором, так как юань вырос к доллару, китайский торговый профицит снизился, а Пекин пообещал валютные реформы.

На прошлой неделе министерство решило отложить публикацию нового анализа этой темы до выборов, вызвав новую волны критики со стороны предвыборного штаба Ромни.

СИЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ, СЛАБЫЙ ДОЛЛАР

Дилеры говорят, что рост юаня объясняют факторы, более близкие к Китаю. Торговый профицит с июня по сентябрь резко вырос по сравнению в первыми месяцами года, подскочив до $111 миллиардов с $38 миллиардов.

Это привело к увеличению валютных резервов Китая на $50 миллиардов в третьем квартале после их сокращения на $65 миллиардов в предыдущем квартале. Barclays говорит, что отток "горячих денег" замедлился в третьем квартале до $54 миллиардов с $166 миллиардов во втором квартале.

В действительности, говорят экономисты, в текущем квартале может произойти чистый приток "горячих денег", поскольку третий раунд смягчения монетарной политики в США (QE3) ведет к распределению денег по мировым рынкам.

Еще одним фактором, толкающим юань вверх с конца июля, является восстановление евро и других валют, кроме доллара, благодаря QE3 и агрессивным действиям Европейского центробанка, направленным на борьбу с долговым кризисом.

На прошлой неделе заместитель управляющего Народного банка Китая И Ган сказал, что юань близок к уровню равновесия и что Центробанк "заметно сократил" интервенции на рынок.

Аналитики говорят, что комментарии и рост валютных резервов подтверждают, что Центробанк не вмешивается на валютный рынок. "Я думаю, политические соображения в этом тоже есть", - сказал Тао Ван из UBS.

Напомним, что китайская валюта поднялась до максимума с 1993 года по отношению к доллару после решения китайских властей допустить небольшое повышение курса, что оказалось неожиданным для многих инвесторов.

По материалам Reuters