Шуба из спасибо. Николаевский студент сделал бизнес на советах
Студент-пятикурсник из Николаева придумал, как заработать деньги, советуя друзьям, где обедать и учиться
20-летний студент Института международных отношений Станислав Матвиенко готовился к семинару, когда его осенила первая бизнес-идея. "Просматривая материалы по сетевому маркетингу, я обратил внимание на то, что человека, который покупает товар, как правило, ничем не мотивируют, — вспоминает Матвиенко. — Компании поощряют только того, кто предлагает сделать покупку". Студент задумался о сервисе, позволяющем заработать и агитирующему, и покупателю. В его схеме все предельно просто: пользователь регистрируется на сайте, рекомендует друзьям услугу одной из компаний-партнеров, после чего все участники получают бонусы. Матвиенко поделился идеей со своей семьей. И получив одобрение от мамы-бизнесвумен и обещание участвовать в проекте от брата-близнеца, основал компанию Advice World. Через три месяца работы ее месячный оборот составил около $10 000. А в списке партнеров — уже более 70 компаний.
Дельный совет
Для запуска проекта николаевскому студенту больших вложений не требовалось. 30 000 грн. на разработку сайта одолжили родители. Дальше было сложнее — нужно было убедить компании участвовать в проекте, а также привлечь на сайт пользователей. Первыми партнерами Advice World стали принадлежащие его знакомым магазин игрушек и частный детский сад в Николаеве. Первым рекомендателем стала мама ребенка, который ходил в этот садик. На детской площадке она познакомилась с другой мамой, которая как раз искала сад для сына. "Рекомендатель" получила 10% от первого платежа — 250 грн., новая клиентка внесла эти деньги за услуги садика. А новоиспеченный воспитанник детского сада мог месяц питаться бесплатно.
Отказавшись от рекламы, Матвиенко решил развивать свой проект через "сарафанное радио". Он приходил на родительские собрания в садике, развесил плакаты с описанием своего сервиса в помещениях всех компаний-партнеров.
Убедив принять участие в проекте всех своих знакомых бизнесменов, Матвиенко решил расширить поле деятельности и обошел множество незнакомых компаний. Самой отзывчивой оказалась сфера образования — 40% всех рекомендаций Advice World приходится на различные курсы, тренинги, школы и детские сады. Недавно партнерами сайта советов стали университет "Украина" и новый колледж в Николаеве "Україна-Південь".
С директором школы танцев и победительницей конкурса "Україна має талант" Аллой Кушнир Матвиенко был знаком давно — они оба из Николаева, однако убедить ее начать сотрудничество было непросто. "Когда мне рассказывали об этой идее, я не могла понять, как это работает, — рассказывает танцовщица. — Пока сама не убедилась". За первую неделю партнерства с Advice World по рекомендациям в ее школу танцев пришли четыре человека.
Через три месяца работы Станиславу Матвиенко удалось вывести свой бизнес на самоокупаемость и расширить список партнеров до 70. После образовательных компаний добавились рестораны, ночные клубы, кафе и автосервисы.
У каждой компании-партнера на сайте свой "рабочий кабинет", в котором есть два окна: с номером телефона "рекомендателя" и стоимостью услуги. Чтобы премии "советчикам" выплачивались без задержек, компания вносит на депозит 1000 грн. Остаток на счету не должен быть меньше 300 грн., иначе партнерство приостанавливается.
Посетители регистрируются на сайте и вводят в базу свой номер телефона, рекомендуют своим друзьям одну из компаний-партнеров и получают 10% от заказа. Или другой процент, который предлагает партнер. Деньги приходят на телефонный счет или банковскую карточку рекомендателя сразу после покупки услуги. Неизменными остаются до 5%, которые выплачиваются Advice World. А человек, который воспользовался советом рекомендателя, может рассчитывать на скидку.
За три месяца с помощью Аdvice World было продано товаров и услуг на сумму более чем в полмиллиона гривен. Оборот компании достиг 80 000 грн. А рекомендатели получили около 56 000 грн. Первые успехи настолько вдохновили студента-предпринимателя, что он задумался о расширении бизнеса.
Искать новых партнеров основателю Advice World теперь помогает команда — девять менеджеров. "За каждой компанией закреплен менеджер-консультант, который следит за внедрением услуги", — отмечает Матвиенко. Сотрудник заинтересован в развитии бизнеса, так как получает определенный процент от продаж партнеров, которых он ведет. Предприниматель рассчитывает, что один консультант со временем будет обслуживать до 50 фирм. Планы у него большие — Advice World хочет выйти на международный рынок.
Сейчас услугами компании можно воспользоваться в Киеве, Николаеве и Одессе. Advice World уже предлагает сотрудничество по франшизе, а также ищет инвестора, чтобы расшириться.
Идею Матвиенко посчитали перспективной в бизнес-инкубаторе Happy Farm и выбрали компанию для участия в обучающей программе. "Мы видим большой потенциал в этой идее, которая по силе инноваций может перевернуть мир, подобно Groupon", — говорит генеральный директор Happy Farm Анна Дегтярева. По ее словам, благодаря ориентации проекта на глобальный рынок и универсальности бизнес-модели Advice World может сработать и в США, и в Европе, и в России. В инкубаторе Eastlabs отмечают, что на западе уже есть несколько проектов в сфере социальных и перекрестных рекомендаций, например, Shopsocially.com. "В отличие от Advice World, большинство этих проектов прикрепляется к другим сайтам. Таким образом, они избегают необходимости создавать независимые сайты со своим сообществом и критической массой", — отмечает управляющий партнер Eastlabs Хриш Лотликар.
Ирина Гамалий, Фокус