Рынок детских товаров не справляется с беби-бумом
Вещи приемлемого качества по доступной цене – в дефиците
Банковский работник Виктор Ражев приехал в детский магазин в центре Киева за покупками для дочери Ульяны со столичной окраины – Лесного массива. "Все необходимое для ребенка приходится покупать в центре города, – жалуется он. – Там, где мы живем, найти что-нибудь достойное очень трудно".
Неискушенному наблюдателю подобные жалобы покажутся странными: полки с детскими товарами можно увидеть в каждом супермаркете. Но только став родителями, украинцы понимают: выбора как такового и нет. В ближайшем супермаркете, как правило, продают подгузники лишь одного-двух размеров, часто не бывает нужного питания и аксессуаров.
Иными словами, даже за детскими товарами ежедневного пользования нельзя просто сбегать в "магазин за углом". Эту проблему уже ощутил на себе Олег Можаровский, IT-специалист и папа годовалой дочки. "На Борщаговке, на улице, где мы живем, закрыли "Детский мир". Где новый будет – неизвестно, а там было очень много полезного", – сетует он.
Среднего не дано
Родителям, желающим одеть или накормить свое чадо, чаще всего предстоит нелегкий выбор между рынками и сетями фирменных магазинов. В обоих случаях покупателю предложат неплохой ассортимент товаров – вопрос лишь в качестве и цене. Молодая мама Алена Золотоверхая предпочитает второй вариант и делает покупки в сетях Chicco или Mothercare. Кроватка, постельное белье, матрас, обошлись ей почти в 4 тыс. грн., коляска, люлька и другие необходимые вещи – еще в 7 тыс. грн. "Вот вам и полученная от государства помощь в 12,5 тыс. грн.", – констатирует Алена.
Такие суммы – далеко не предел. В Украине уже есть детские магазины сегмента luxury, в которых продают вещи исключительно от именитых мировых кутюрье. Например, одна из самых дорогих в стране сетей одежды компания Helen Marlen Group предлагает специальную линию Baby Marlen. Детская кроватка там догоняет по стоимости бюджетный автомобиль, однако покупателей магазин все равно находит.
Но даже одевая ребенка в более демократичных магазинах, придется раскошелиться. Ведь стоимость детской одежды часто сопоставима со взрослой, а покупать ее приходится гораздо чаще. "Например, ножка ребенка растет очень быстро, и новую пару обуви приходится покупать по "взрослой" цене каждые два-три месяца", – говорит Виктор Ражев.
Впрочем, те, кто не может себе позволить большие расходы либо не считает их оправданными, могут отовариться дешево. "Если не нужна кровать, которая по утрам варит кофе, то вполне можно уложиться в $100", – шутит Олег Можаровский. Правда, покупая товар по такой цене, можно с легкостью нарваться на неликвид.
Почти в 100% случаях дешевизна товара говорит о его китайском происхождении. Такие товары чаще всего можно встретить на рынках. "Но если есть время и вдохновение, там тоже можно найти качественные вещи", – замечает Олег Можаровский. Именно на рынке он приобрел китайскую коляску, которой вполне доволен.
Но ходить за игрушками на рынок Олег все же не рискует. "Лучше в "Антошку" или в другой специализированный магазин, в котором следят за тем, что продают. Ведь на рынке слишком много игрушек из Китая, в которых острые края и много мелких деталей, а это опасно для ребенка", – рассуждает Олег.
Чужое для своих
Как альтернативу китайским товарам родители могут выбрать для своего ребенка отечественную мебель или одежду. Зачастую это товары "без претензий", но и цена у них невысокая. Сергей Мыцык, замдиректора компании "Верес", производящей детскую мебель, уверяет, что все их товары проходят проверку на качество и жесткую сертификацию, а отбоя от покупателей нет. "Мы наращиваем производство, но экспорт организовать не получается – все уходит на внутренний рынок", – сказал он Фокусу.
Но, несмотря на колоссальный спрос, товары отечественного производства в торговых сетях почти не представлены. Это касается не только мебели и одежды, но и детского питания. "Повышение рождаемости привело к тому, что рынок детского питания растет на 20% в год, а рынок детских соков и пюре – на 10–15%", – говорит Андрей Крень из компании "Витмарк-Украина" (ТМ "Чудо-Чадо"). Вместе с тем он констатирует: соотношение украинской и импортной продукции явно не в пользу отечественного производителя. "Но мы хотим исправить ситуацию и планируем расширить ассортимент с 28 до 49 позиций", – говорит г-н Крень.
Люди в белом
А пока с отечественным производителем украинские родители сталкиваются разве что на рынке услуг, прежде всего – медицинских. Здесь наиболее заметны "ценовые ножницы", столь характерные для детского сегмента. В бесплатных государственных поликлиниках круглосуточно работает неотложка, всегда есть педиатры, но принять 30 человек в день врачу непросто. Да и назвать государственную детскую медицину, как, впрочем, и взрослую, бесплатной, можно лишь условно.
Поэтому родители по возможности переводят детей на обслуживание в частные клиники. "Я не готова стоять с грудным ребенком три часа в очереди, не готова рисковать его здоровьем и делать непонятные инъекции неизвестными вакцинами", – решила Алена Золотоверхая и официально отказалась от услуг государственной поликлиники. Теперь ее сын наблюдается в частной клинике "Наш доктор". "Ко мне домой приходят врач, патронажная сестра. Эти люди мне очень нравятся. Кроме того, не дай Бог что-то произойдет, я должна быть уверена, что "скорая помощь" приедет", – говорит она.
Правда, за безопасность и комфорт приходится платить. Договор медобслуживания на 1 год в частной клинике обойдется в среднем в $1 тыс. И это далеко не предел, ведь цена напрямую зависит от пакета услуг, которые предоставляет частная клиника. Клиенты могут работать с таким заведением не только напрямую, но и приобретя страховой полис.
"Несмотря на дороговизну, лечение детей в частных больницах очень популярно", – говорит Елена Московенко, главный врач медфирмы "Валерия", в которой обслуживаются сотни детей. По ее мнению, частная клиника имеет как минимум два преимущества перед государственной. Первое – это возможность подобрать квалифицированный персонал. Второе – врачи могут работать столько, сколько необходимо: за ними закреплено небольшое количество детей, а потому каждому из них они могут посвятить немало времени.
На вырост Пока же решить проблему поиска детских товаров можно лишь одним способом – подождать, пока ребенок подрастет. Тогда его можно одевать во "взрослом" магазине, если там есть детский отдел. Это помогает решить и проблему высоких цен. "Одежду стараемся покупать на сезонных распродажах, там дешевле", – делится опытом Виктор Ражев.
А вот проблем с игрушками и развивающими играми гораздо меньше. Все чаще в магазинах наряду с игрушками можно приобрести книги, мультимедийные развивающие компьютерные программы, DVD-продукцию, пазлы, конструкторы. "Растет интерес к детским книгам национальных издателей, отличающимся красочностью оформления и качеством самой полиграфии", – говорит Алла Сыва, директор по маркетингу компании Empik, имеющей восемь салонов по торговле книгами и канцтоварами. Она отмечает, что качественную и красочную книгу можно купить и на рынке.
Но по большом счету, книги – едва ли не единственное, с чем у родителей не возникает особых проблем. Остальные товары и услуги пока остаются в дефиците. И если беби-бум продолжится, будущих родителей ждет еще больше хлопот, чем у тех, кто обзавелся детьми в нынешнем году.