Ярмарка знаний. Львовянка сделала бизнес на "курсах обо всем"

На стремлении украинцев все знать львовянка Мирослава Павлик сделала уникальный бизнес — открыла единственные в стране "курсы обо всем"

Уроженка Львова Мирослава Павлик хотела стать журналистом, чтобы делиться с читателями своими мыслями и знаниями. Но получилось иначе: сегодня она дает людям возможность самим получать необходимые знания на "курсах обо всем".

В 2003 году, оканчивая Львовский национальный университет, она задумалась о том, что украинцам не просто получить образование после вуза. Между тем в Европе идея "образование на протяжении жизни" очень популярна. Поделившись своими мыслями со знакомыми, Павлик быстро нашла единомышленников. Один из них, Орест Белоус, предложил открыть вечерние курсы, слушатели которых могли бы получать практические знания по самым разным темам. Это могли бы быть тренинги по психологии, узкопрофессиональные знания, хобби и просто полезные советы, например, как пройти собеседование в посольстве или продвинуть бизнес в социальных сетях. Курсы задумывались как альтернатива дорогим и недоступным для многих тренингам. Удерживать низкие цены решили благодаря сотрудничеству с преподавателями-энтузиастами, которые знают свое дело и готовы поделиться опытом за скромный гонорар. Идею таких курсов Орест "подсмотрел" в Лондоне.
Своих первых слушателей курсы "Кругозор" приняли в 2009 году, в разгар кризиса. С одной стороны, это не лучшее время для старта, а с другой — потерявшие работу киевляне могли чему-то научиться, потратив на занятие всего 19 грн. Благодаря сарафанному радио недостатка в посетителях не было, через полгода вложения в проект окупились, а спустя еще три — рентабельность курсов, которые посещают 200 человек в месяц, составляет 10%. Скромные достижения 31-летняя Мирослава объясняет тем, что "Кругозор" — скорее творческий, чем бизнес-проект. "Денег здесь особо не заработаешь, но на рынке нужен такой продукт", — уверена предпринимательница.

Непросто было найти и преподавателей, готовых работать за скромные гонорары. Главными критериями отбора стали знание своего дела и умение проводить практические занятия с небольшими аудиториями. Кандидат социологических наук, преподаватель Киево-Могилянской академии Тамара Марценюк "Кругозору" подошла сразу по всем пунктам. В студенческие времена ей повезло учиться в США, Канаде и Европе. Затем семь лет она консультировала студентов Могилянки, которые хотели участвовать в международных стипендиальных программах. "Я подумала, что эта информация может быть полезна не только моим студентам, но и другим желающим", — говорит Марценюк. Так и случилось. Вот уже три года ее клиенты слушают лекции по образовательным программам стран в Скандинавии, по обучению в международных летних школах, о том, как успешно подать документы на стипендиальную программу, а также обзорную лекцию по образовательным программам для тех, кто не определился, куда хочет ехать. Самый необычный тренинг — "Открываем Африку самостоятельно" — Марценюк составила после совместного с друзьями путешествия по Марокко. Помимо организации бюджетных путешествий, популярностью у посетителей пользуются тренинги по продвижению компании в социальных сетях, а также советы по организации бизнеса, например, "Как открыть свой интернет-магазин". Самые востребованные тренинги повторяются каждые два месяца.

Размер зарплат своих преподавателей Павлик не скрывает: гонорар за трехчасовую лекцию составляет от 300 до 600 грн.

Аудитория "Кругозора" разная: молодые люди 20-30 лет, бизнесмены, пенсионеры и даже дети. Последние, как правило, хотят усовершенствовать свои навыки в разнообразных хобби — рукоделии, витражной росписи стекла, или найти друзей по интересам. Около трети слушателей — постоянные посетители, которые бывают в "Кругозоре" пару раз в месяц. Для удобства и экономии они могут оформить месячный абонемент за 550 грн. и ходить на все тренинги, которые проводятся 12–15 раз в месяц.

Бизнес по организации тренингов, по словам Павлик, достаточно прост. На одно мероприятие приходят в среднем 12–17 человек. Аренда зала обходится организаторам в 100 грн. в час. Работу курсов поддерживают пять сотрудников, для большинства из которых "Кругозор" — дополнительный заработок. Годовой оборот компании составляет порядка 300 000 грн.

Суперпредложение
По словам Мирославы Павлик, "Кругозор" — единственная компания, предлагающая услуги по проведению единоразовых тренингов в таком формате. Всего же на рынке тренинговых услуг Киева, по данным учредителя компании Baltic Training Group Оксаны Ворониной, представлено около 100 компаний. Что касается предпочтений посетителей, то их больше всего волнуют три темы: "работа с возражениями", "лидерство" и "успешные продажи". Корпоративные клиенты заказывают тренинги по тайм-менеджменту, жестким переговорам, структурированному мышлению и навыкам публичного выступления. Как отмечает эксперт, в 2008–2010 годах спрос на тренинговые услуги заметно снизился, но в последние годы ситуация изменилась: ежегодно клиентская база растет на 15–20%. Средняя цена тренинга для одного посетителя составляет 1000–1500 грн.

Об этой положительной тенденции знает и Павлик. Делая ставку на привлекательную ценовую политику, она планирует вовлекать новых преподавателей и расширять число тренингов. Следующий шаг — открытие курсов в других крупных городах Украины. Правда, без помощи инвесторов Мирославе с этим не справиться. Желание все знать — удовольствие не из дешевых.

Ирина Гамалий, Фокус