Дело смелых. В 2013 году украинская экономика может стать самой непредсказуемой

Правительство сделало все для того, чтобы в 2013 году могло произойти что угодно и когда угодно

Related video

Украинская экономика погружается в сумерки. Начиная с III квартала 2012 года ВВП падает, кредитование де-факто остановлено, бизнес терпит убытки. Лакмусовая бумажка отечественной экономики — металлургия. По данным объединения "Металлургпром", за девять месяцев сего года убытки отрасли составили почти 11 млрд грн. И все это на фоне мировой стагнации. Бюджетные проблемы в США, замедление темпов роста ВВП Китая и долгоиграющий кризис еврозоны неизбежно отразятся в следующем году на украинских экспортерах, и не только на них.

Прожить наступающий год нам предстоит в состоянии неопределенности. Что само по себе и не ново. Известный современный философ и биржевой трейдер Нассим Талеб полагает, что вся наша экономическая и повседневная жизнь зависит от аномальных и непредсказуемых событий — черных лебедей (его книга так и называется "Черный лебедь"). Человек хотя и не имеет власти над этой метафорической птицей, но все же своим поведением способен увеличить или уменьшить вероятность наступления того или иного события. Нассим Талеб знаменит не только своей чернолебяжьей теорией, но и тем, что во время последних крахов на фондовой бирже умудрялся выигрывать, в то время как его коллеги по Уолл-стрит теряли и выбрасывались из окон. Этому мыслителю можно верить.

Украинская экономика крайне подвержена опасным случайностям. Кризис 2008 года показал, что она — тростник, всеми мировыми ветрами колеблемый. Сегодня к внешним угрозам прибавились угрозы внутренние.

Весь 2012-й действующая власть занималась тем, что приносила экономику в жертву политике. Иллюзия стабильности поддерживалась искусственно сдерживаемым курсом национальной валюты. За стабильный курс пришлось заплатить: сегодня золотовалютные резервы НБУ на критически низком уровне — около $24 млрд (во время кризиса 2008-го в распоряжении центробанка было $38 млрд). Это значит, что в критический момент у регулятора может не оказаться средств для того, чтобы остановить лавинообразную девальвацию.

Ситуация усугубляется бюджетными проблемами. Дефицит госбюджета-2012 был также создан искусственно: перед выборами, в апреле этого года, парламент с подачи правительства увеличил доходную и расходную части госбюджета на 33 млрд грн. за счет несуществующего экономического роста. В аккурат после выборов дефицит бюджета составил эти же 33 млрд грн. И этот дефицит еще больше раздут в госбюджете-2013: только плановый его показатель составляет 50 млрд грн. Но, по мнению экс-министра экономики Александра Шлапака, реальный дефицит составит 104 млрд грн. (около 6,6% ВВП).

Другая системная проблема — кризис ликвидности. Это значит, что ни у бизнеса, ни у банков денег нет. Банковский бизнес перестал быть бизнесом и напоминает финансовую пирамиду. Не надо быть экспертом, чтобы понимать: депозитная ставка в 30% при низкой инфляции — это ставка смерти. Кризис ликвидности тоже создавался искусственно. Регулятор сознательно связывал денежную массу, чтобы поддержать гривну, поскольку как только в банковскую систему попадало 3–4 "лишних" миллиарда, они тут же шли на покупку долларов.

Значит ли это, что такие досадные явления, как резкая девальвация, крах банковской системы, секвестр бюджета и дефолт, неотвратимы? Нет, не значит. Мы лишь можем констатировать, что на протяжении 2012 года украинские финансовые власти сделали все для того, чтобы все что угодно могло произойти когда угодно. Но как именно будет развиваться ситуация, зависит от огромного количества факторов: даст ли денег МВФ, вступит ли Украина в Таможенный союз, успеет ли НБУ вовремя провести очередные интервенции на межбанке и так далее.

Катастрофа возможна, но не неизбежна. Что делать? Нассим Талеб рекомендует научиться жить в условиях неопределенности. На практике это значит не строить заоблачных планов, не верить прогнозам, не ввязываться в потребительское кредитование с драконовскими ставками. Имеет смысл сделать сбережения, диверсифицировать вклады (как показал банковский кризис 2008-го, матрац — не худший способ инвестиций). И главное — морально приготовиться ко всему. Черный лебедь летит.

Дмитрий Фионик, Фокус