За хорошее поведение. Украинцы начинают обращать внимание на социальную позицию бренда
Цена, качество и престиж товара — информация необходимая, но недостаточная для покупки. Теперь украинцы обращают внимание и на социальную позицию бренда
Блогер Маргарита Курбанова много времени проводит на сайтах зоозащитных организаций, изучая списки компаний, не тестирующих свою продукцию на животных. Она не будет покупать то, что испытывают на собаках, а продавцы в украинских магазинных не могут помочь ей советом.
Впервые об "обратной стороне" целебного эффекта некоторых косметических средств Маргарита задумалась, увидев процесс тестирования в телепередаче. "В повреждения на коже животному заливают компоненты кремов, чтобы проверить, как кожа реагирует на них, — вспоминает 23-летняя выпускница МГУ. — Я решила, что не хочу своими деньгами поддерживать беспринципных производителей".
Одной из причин роста популярности этических брендов директор агентства маркетинговых исследований RAM360 Оксана Добрянская называет изобилие похожих товаров. "Пытаясь получить преимущество в конкурентной борьбе, — говорит она, — производители копируют ноу-хау друг у друга. Это приводит к стиранию грани между брендами с похожими потребительскими свойствами, и для того, чтобы все-таки выбрать, потребитель начинает сравнивать социальный портрет самих компаний".
Один из таких потребителей — Сергей Марченко, управляющий партнер Executive Search агентства SM Consulting. В день, когда народные депутаты Александр и Андрей Табаловы, нарушив свои предвыборные обещания, отказались войти во фракцию Объе-диненной оппозиции, он перестал покупать продукцию ТМ "Волошкове поле" только потому, что это бизнес старшего Табалова. "Люди должны отвечать за свои поступки, а с депутатов особый спрос, — говорит он. — Я не буду потреблять эти продукты: так я законно и удобным мне способом накажу Табаловых за их предательство".
"Мне очень нравился бензин на Лукойле, но после убийства двух женщин в Москве Мерседесом топ-менеджера Лукойла, я заправляюсь там исключительно в самых крайних случаях", — поддерживает социально значимое потребление Сергей Марченко.
Общественный деятель из Запорожья Екатерина Коротченко также называет себя сознательным потребителем. Она старается покупать продукцию тех компаний, которые жертвуют часть прибыли на благотворительность. "Это важная миссия бизнеса — не только зарабатывать, но и вкладывать в окружающую среду или социальные проекты", — считает она.
"Социальная направленность бизнеса — тренд 2012–2013 годов", — отмечает Добрянская. Согласно опросу Trendwatching Ukraine-2012, этические бренды предпочитают покупать 37% жителей украинских городов-миллионников в возрасте 18–35 лет. А потребители во всем мире делают это уже давно. По данным исследования Global Goodpurpose – 2012, за последние четыре года число поклонников социально направленных брендов в мире увеличилось с 42% до 53%.
Платить за добро
Украинцы готовы покупать продукцию социально ответственных компаний*
- 37% При выборе одинаковых товаров выберут этический бренд
- 33% Качество продукта важнее, чем социальная ответственность компании
- 22% Хотели бы заниматься социально ориентированным бизнесом
Источник: опрос Trendwatching Ukraine – 2012
* Опрос проводился Trendwatching Ukraine среди онлайн-потребителей в 2012 году, было опрошено 400 человек в возрасте от 18 до 35 лет
Ирина Гамалий, Фокус