Хвосты Родины. Аэросвит прощается и не уходит

Собственники "АэроСвита" решают проблемы за счет пассажиров. Монополисты всегда берут в заложники потребителей

Related video

15 декабря начальник управления гражданской авиации Израиля Гиора Ром получил срочное письмо. Генеральный директор Ассоциации турагентов страны Йоси Фатаэль сообщил адресату, что украинская авиакомпания "АэроСвит" в ближайшее время может прекратить полеты. Он, в частности, высказал опасения по поводу того, что израильские клиенты, уже забронировавшие места, могут остаться без билетов, а возврат денег в этой ситуации "внушает серьезные опасения".

В преддверии новогодних каникул пострадать могли сотни туристов — на тот момент "АэроСвит" выполнял более 20 рейсов в неделю из Украины в аэропорт имени Бен-Гуриона. Турагенты предприняли меры предосторожности, и оформление предварительных заказов было приостановлено.

Йоси Фатаэль оказался прав: две недели спустя рейсы "АэроСвита" массово отменялись, несколько самолетов попали под арест. В разных странах украинцы в панике обращались за помощью в посольства и общественные организации.

29 декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области начал рассмотрение дела о банкротстве "АэроСвита". Заявление в суд авиакомпания подала сама, сообщив, что задолженность перед кредиторами составила 4,27 млрд грн., а общая балансовая стоимость ее активов — лишь 1,467 млрд грн. Важная деталь: пока дело рассматривается в суде, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. То есть компания на законных основаниях может не платить по долгам. Йоси Фатаэль вновь оказался прав.
Подобная участь ждет две другие компании Украинской авиационной группы, подконтрольной бизнесмену Игорю Коломойскому — "Донбассаэро" и "Днеправиа". Официально они пока не являются банкротами, но 8 января "Днеправиа" отменила все рейсы и прекратила продажи билетов на сайте. Тревожный звонок для "Донбассаэро" раздался раньше: в компании начались сокращения еще в декабре прошлого года. А 10 января 2013-го Хозяйственный суд Донецкой области принял к рассмотрению заявление компании о банкротстве.

Это должно было случиться
Израильские функционеры не обладают паранормальными способностями предсказывать будущее: о том, что "АэроСвит" находится в предбанкротном состоянии, говорили давно. Доцент кафедры организации авиационных перевозок Киевского международного университета гражданской авиации Артур Винюков-Прощенко еще в начале 2012-го предполагал, что собственник попытается избавиться от "АэроСвита".

В 2011 году украинские авиаперевозчики вели ожесточенную демпинговую войну, что позволило крупнейшим игрокам — "АэроСвиту" и Международным авиалиниям Украины — увеличить долю рынка, но вогнало их в убытки. Особенно болезненно пережили авиаторы повышение цен на топливо (в среднем на 50%) во втором полугодии 2011 года: по итогам того года убытки "АэроСвита" составляли 1,46 млрд грн. (в 3,3 раза больше, чем в 2010 году). А уже в начале 2012-го стало ясно: в ближайший год "АэроСвиту" не удастся выйти в прибыль. Похожая финансовая ситуация была у "Донбассаэро" и "Днеправиа": весь прошлый год они накапливали задолженность, теряли рейсы и все чаще совершали полеты под позывными "АэроСвита". Слухи о том, что их активы будут полностью переданы этому авиаперевозчику, прекратились только тогда, когда в предбанкротном состоянии оказался сам "АэроСвит".

"Накопление долгов было одним из признаков того, что собственники собираются избавиться от "АэроСвита". К тому же репутация компании постоянно подмачивалась то задержками рейсов из-за неполадок, то некачественным сервисом", — вспоминает Артур Винюков-Прощенко. Эксперт отмечает, что, избавившись от компании, основные владельцы данного бизнеса потеряют лишь бренд с подмоченной репутацией, но отнюдь не существенную долю рынка.

Собственник группы "Приват" Игорь Коломойский контролирует львиную долю рынка авиаперевозок. Хотя никто точно не знает, какую именно. Структура собственности отечественных авиакомпаний мутная: реальные владельцы осуществляют контроль с помощью офшоров. Экс-вице-премьер Борис Колесников как-то заявил, что бизнесмен Коломойский контролирует 60% рынка пассажирских авиаперевозок. Директор по слияниям и поглощениям компании MT-Invest Алексей Некраса говорит, что доля Коломойского — более 50%.

Однако авиамагнат отнюдь не единственный собственник "АэроСвита". По данным Forbes.ua, лишь 24,76% акций компании опосредованно принадлежит Игорю Коломойскому, 24,99% акций владеет Виктор Пинчук, 22,4% — Фонд госимущества Украины. Однако реально контролирует компанию все же Игорь Коломойский, так как аффилированные с ним структуры обеспечивают авиаторам поставки топлива, сервисное обслуживание, а также предоставляют "АэроСвиту" самолеты в лизинг. Не исключено, что бизнесмен получит контроль над еще одним крупным игроком — Международными авиалиниями Украины (МАУ).
"Это только на первый взгляд выглядит странно: какой смысл избавляться от такой крупной компании, как "АэроСвит"? — рассуждает Винюков-Прощенко. — На самом деле выбор у собственника может оказаться таким: рассчитаться по долгам или не рассчитаться, но при этом продолжать контролировать существенную долю рынка". То, что сегодня происходит с "АэроСвитом", — катастрофа скорее для пассажиров, собственник же в этой ситуации получает возможность как минимум "реструктуризировать задолженность".

Что бы ни говорили
Пока по всему миру отменялись авиарейсы, а самолеты попадали под арест, пресс-служба "АэроСвита" рапортовала о том, что судебные процессы на текущую деятельность никак не повлияют, а банкротство инициировано с целью восстановления платежеспособности. Представители перевозчика подчеркивали, что компания банкротом не является и продолжит выполнение текущих обязательств перед контрагентами.

Однако если раньше "АэроСвит" обслуживал около 80 международных воздушных линий, то за две недели их осталось несколько. В частности, с 11 по 14 января самолеты компании осуществляли дальнемагистральные рейсы лишь в Пекин, Нью-Йорк, Хошимин, Бангкок и Гоа. Среди среднемагистральных рейсов действовали маршруты Киев — Москва, Киев — Санкт-Петербург, Киев — Стамбул, Одесса — Стамбул и Киев — Ташкент.

Справедливости ради стоит отметить, что время от времени перевозчик все же осуществляет выплаты своим контрагентам. Скажем, "АэроСвит" частично оплатил услуги аэропорта Борисполь, который ранее приостанавливал обслуживание рейсов авиакомпании. Транзакция позволила возобновить обслуживание самолетов. Сегодня идут переговоры о дальнейшей реструктуризации задолженности перевозчика перед аэропортом.

Кто сказал МАУ
Чем и когда закончится долговое пике "АэроСвита", "Донбассаэро" и "Днеправиа" — неизвестно. Скорее всего, этот процесс будет тянуться месяцами. Однако долю рынка компании Коломойского начинают терять уже сегодня — их место занимает МАУ. Наиболее радикальный сценарий развития событий: "АэроСвит" и другие компании из Украинской авиационной группы признают банкротами и ликвидируют, а их направления и флот перейдут к МАУ.

Непосредственно объединить МАУ и, скажем, "АэроСвит" не позволяет законодательство: Антимонопольный комитет Украины однозначно расценит это как монополию, ведь речь идет о крупнейших отечественных авиакомпаниях. Тем не менее эти перевозчики плотно сотрудничают.

Год назад МАУ и "АэроСвит" подписали код-шеринговое соглашение (оно позволяет компании перевозить пассажиров самолетами партнера). И даже сегодня МАУ и "АэроСвит" продолжают работать по этой схеме.

Исполнительный вице-президент МАУ по коммерческой работе Сергей Фоменко прямо говорит, что компания будет осваивать некоторые маршруты, ранее закрепленные за "АэроСвитом". Хотя Госавиаслужба теоретически должна распределять маршруты на открытом конкурсе, в котором могут принять участие все желающие. Игроки рынка постоянно жалуются на то, что маршруты раздаются непрозрачно. Вот и сейчас направления "АэроСвита" без конкурса передают МАУ.

Кстати, еще до рассмотрения судом дела о банкротстве "АэроСвит" решил переоформить отдельные рейсы (в частности, на Прагу, Варшаву, Афины, Тель-Авив) на МАУ, а сам лишь продавал на них билеты. Сегодня сотрудники "АэроСвита", "Донбассаэро" и "Днеправиа" проходят собеседование в МАУ. Ну и самое знаковое кадровое событие: в МАУ перешел один из основных авиаменеджеров Коломойского — исполнительный секретарь Украинской авиационной группы Евгений Трескунов.

Такие перестановки заставляют задуматься о том, что и МАУ имеет некоторое отношение к империи Коломойского. Да, формально МАУ, занимающая 30% рынка, не принадлежит группе "Приват". Однако ее структура столь же запутанна, как и у других украинских авиакомпаний. По данным НКЦБФР, в III квартале 2012-го 74,1627% простых именных акций компании "Международные авиалинии Украины" принадлежали Capital Investment Project, 15,9108% простых именных акций и 9,9265% именных привилегированных — кипрской "Онтобет промоушнз лимитед". Кто стоит за всеми офшорками, имеющими прямое или опосредованное отношение к МАУ? Менеджмент МАУ официально отрицает причастность Коломойского к компании. Однако эксперты авиарынка уверяют, что "Приват" так или иначе контролирует МАУ. По крайней мере, с помощью сервисных и лизинговых компаний. Алексей Некраса, например, высказывает сдержанное предположение о том, что "собственники структур, аффилированных с МАУ, как минимум пересекаются".

Если это так, то банкротство "АэроСвита", "Донбассаэро" и "Днеправиа" может означать, что Игорь Коломойский перекладывает человечков и самолетики из одного кармана в другой.

Из рук в руки
Директор по слияниям и поглощениям компании MT-Invest Алексей Некраса считает, что Игорь Коломойский передает активы

Какую долю авиарынка реально контролирует Игорь Коломойский?
Доля авиакомпаний, ассоциируемых с Игорем Коломойским, составляет более 50% на рынке пассажирских перевозок.

Есть ли у Игоря Коломойского контроль над МАУ?
Судя по тому, как развивается ситуация, собственники компаний как минимум пересекаются.
Коломойский перекладывает активы из одного кармана в другой или, может быть, у него их отбирают?

"Приват" уже давно проводит рокировки внутри группы и, возможно, делает это с целью защиты активов. Чем закончится коллапс "АэроСвита"?
Самолеты "АэроСвита" по-прежнему будут летать. Другой вопрос — под каким брендом. Похоже, происходящее — наиболее приемлемый для собственников способ передачи активов.

Идите в суд
Юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Егор Штокалов о том, что нужно сделать, прежде чем судиться с "АэроСвитом":
Компания не объявляла себя банкротом. Она лишь подала заявление о возбуждении дела о банкротстве, то есть, возможно, "АэроСвит" еще восстановит платежеспособность. Для того чтобы получить компенсацию полной стоимости билета на рейс, который не был выполнен, пассажир должен иметь на руках доказательства отмены рейса. Для этого ему нужно обратиться в администрацию аэропорта или государственную авиационную службу с просьбой подтвердить отсутствие рейса. Имеет смысл сохранить свой билет и все чеки о расходах, которые пришлось сделать по вине задержки рейса, например, квитанции об оплате проживания в гостинице, билет на альтернативный рейс другой компании, чеки из кафе и т. д. По прибытии в Украину копии этих платежных документов вместе с письменным требованием о компенсации нужно предъявить авиакомпании. Если "АэроСвит" откажется добровольно возмещать убытки пассажира или будет затягивать с ответом, придется предъявить иск в суд.

Жесткая посадка
Топ-5 самых резонансных банкротств авиаперевозчиков в 2012 году

Spanair, Испания
В январе правительство Испании прекратило дотировать второго по величине авиаперевозчика в стране, после чего он сразу же обанкротился

Air Australia Airlines, Австрия
В феврале кризис в еврозоне накрыл крупную австрийскую авиакомпанию

Vision Airlines, США
В апреле известный авиаперевозчик заявил о невозможности рассчитаться с контрагентами и прекратил деятельность

Wind Jet, Италия
В августе одна из крупнейших итальянских авиакомпаний прекратила полеты в связи с финансовыми проблемами

Bmibaby, Великобритания
В сентябре владелец авиакомпании принял решение отказаться от финансирования, деятельность была остановлена

Андрей Муравский, Фокус