Убийцы брендов. На украинские прилавки вернулся контрафактный продукт

2013-03-06 09:52:00

447 0
Мошенники используют методы 90-х годов — производят в подпольных цехах и подражают известным брендам

30-летний Александр из Киева до недавнего времени сбывал в магазины «палёную» водку. Он работал торговым представителем крупной компании — дистрибьютора ряда национальных и импортных производителей алкогольной продукции. «Многие торговые сети покупали только у нас, потому что дешевле», — рассказывает Александр. По его словам, он долгое время не знал, что торгует подделкой. Пока из магазинов не стали поступать жалобы на отравления покупателей алкоголем. «Я тут же уволился и сообщил о нарушениях в правоохранительные органы и службу защиты прав потребителей», — уверяет Александр. С тех пор прошло несколько месяцев, а товар этой компании по-прежнему лежит на прилавках. Правда, уже других магазинов. «Видать, их крышует милиция», — резюмирует Александр.

На первый взгляд не каждый заметит подвох. Киевлянка Ольга Свинцицкая купила в одном из столичных бутиков духи за 480 гривен. «Такое впечатление, что они разбавлены водой — аромата хватает максимум на пять минут», — возмущается она. Лишь присмотревшись, Ольга заметила подвох — на флаконе было написано Lacosstel вместо Lacoste.

75% продукции на украинском рынке не соответствует требованиям нормативных документов. Об этом Фокусу заявил гендиректор Украинского центра проблем стандартизации, сертификации и качества Олег Кононенко. «Такого я не припомню со времён девяностых, — говорит он. — Ситуация очень серьёзная. Сегодня Украина — единственная страна в Европе, где нет контроля качества продукции». В 2009 году была отменена обязательная сертификация почти всех групп пищевых товаров. Спустя ещё год отменили контроль соблюдения стандартов качества. В нашей стране можно производить всё что угодно, невзирая на стандарты. «Штраф за подделку — 510 гривен. Имея сверхприбыли, мошенники готовы хоть каждый день выплачивать эту сумму», — говорит Кононенко. По его же словам, «если на рулон туалетной бумаги поместить наклейку «Колбаса высшего сорта», ветеринарная и фитосанитарная службы выдадут положительное заключение».

Социолог Андрей Манчук вспоминает огромные масштабы контрафактной и фальсифицированной продукции, производимой в 90-х. Особенно в приграничных районах. «Ужгород казался сплошным базаром, где торговали подделками, — рассказывает Андрей. — Я лично видел заводик по производству химических ликёров. Самым затратным в этом бизнесе было изготовление наклеек: цветной принтер найти было сложно, да и стоил он
дорого».

Сегодня проблем с техникой нет. Акцизную марку, печати или протокол испытаний продукции, распечатанные на цветном принтере, с трудом отличишь от настоящих. Поэтому документы мошенников меньше всего вызывают сомнения. «Для государства главное, чтобы были в порядке бумаги, — говорит руководитель отдела тестирования Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Нина Кильдий. — Мы же следим за тем, чтобы производитель не обманывал покупателя». Треть продукции, по словам Кильдий, имеет серьёзные замечания и негативные оценки качества.

Информирован и вооружён
Доля фальсифицированной продукции на украинском рынке

Моющие средства – 79%
Детские игрушки – 80%
Одежда для детей – 42%
Пищевая продукция – 60%
По данным ГП «Госпотребинспекция»,
ГП «Укрметротестстандарт»

Сергей Одаренко,
Фокус

Loading...