Волшебный горшок. Киевлянин создал бизнес на производстве керамических изделий

Киевлянин Иван Бобков создал гончарную мастерскую и на собственном примере доказал, что художнику не обязательно быть голодным

34-летний Иван Бобков — один из тех немногих, кто ещё в детстве понял, чем хочет заниматься в жизни. К керамике его приобщили родители-художники, а ремеслу он учился в Киевском художественно-промышленном техникуме и в Институте декоративно-прикладного искусства им. Бойчука. В 2001 году, будучи студентом, Иван преподавал в художественной школе — тогда и задумался о собственной мастерской.

«Керамика — дорогое удовольствие, — рассказывает мастер. — Если живописцу достаточно для работы этюдника и красок, то керамисту нужен гончарный круг, инструменты, глина и, самое главное — специальное помещение». Решить «жилищный вопрос» удалось благодаря педагогической деятельности — спустя три года работы в школе директор учебного заведения разрешил ему открыть мастерскую в одном из пустующих помещений. На его ремонт, а также на покупку оборудования и мебели Иван потратил около $2000. Так в 2003 году появилась гончарная мастерская «Глек». А четыре года назад был создан одноимённый интернет-магазин.

«Сегодня художник должен быть и хорошим менеджером, и торговцем, — уверен керамист. — Тогда творчество будет приносить не только удовольствие, но и заработок». Иван лепит из глины параллельный мир — мифических животных, сказочные орнаменты, причудливые сосуды, и продаёт их в мире реальном. За летний сезон, на который приходятся основные продажи, мастеру удаётся заработать 50 000 грн.

Дорогое удовольствие
Иван признаётся: если бы он не получил помещение в школе, где он работает до сих пор, существование мастерской было бы под вопросом. «Когда начинающий мастер планирует заниматься керамикой, для полноценной деятельности ему нужно помещение в 50 кв. м как минимум, — объясняет он. — Купить подобное в столице можно за $50 000». Доход художника непостоянен, а потому открывать мастерскую в арендованном помещении рискованно. Мастерская невозможна без гончарного круга — его покупка обойдётся в $700–2000 в зависимости от сложности оборудования. Нужна и печь для обжигания изделий — от $400 до $4000. Гончарство требует большого расхода электроэнергии: в месяц тратится 2000–3000 кВт. Необходимы ещё сверлильные и шлифовальные станки и другие инструменты.

За сезон мастер расходует около тонны глины — ещё 6000 грн. Пригодную для керамики глину Иван покупает в компании «Фидер» (Донецкая область). Перед началом работы глина смешивается с водой в специальных ваннах. Изделия сохнут, обжигаются в печи и расписываются. Остаётся вдохнуть в них душу.

Работы Ивана Бобкова — это утилитарная, декорированная посуда и дизайнерские изделия, например, скульптуры. Мастер делает также художественную плитку для каминов. Стоимость посуды — от 40 до 200 грн., расписных тарелок — 250–300 грн. Цены на скульптуру колеблются от 700 до 8000 грн.

Большую часть жизни Бобков проводит в мастерской, но выкраивает время и для общения с коллегами. Он продолжает заниматься частной педагогической деятельностью и принимает участие в выставках и фестивалях.

Лето год кормит
Доходы керамиста зависят от времени года. «Зима – самый жёсткий простой, — говорит Иван. — Нет ни заказов, ни выставок». В это время он работает «в стол», чтобы продать изделия весной и летом. За день Бобков может создать до 30 единиц глиняной посуды. «У нас четыре ярких события: открытие сезона в Пирогово, фестиваль «Країна мрій», День независимости и закрытие сезона в Пирогово. При удачном раскладе за одну акцию можно заработать от 8000 грн. Выторг мастерской за летний сезон составляет 50 000–60 000 грн. Участие в фестивальных мероприятиях — это и реклама, и возможность познакомиться с индивидуальными заказчиками.

В прошлом году Иван участвовал в легендарной Сорочинской ярмарке: «Я оказался в тех краях случайно — вёз керамику на симпозиум от Союза мастеров народного искусства». Участие в ярмарке разочаровало мастера: «Организация скверная, с нас требовали $2000, а разногласия с мастерами охранники решали просто — били керамику».

Не оправдало возлагаемых надежд и Евро-2012. «Мы не то что продать ничего не могли, мы не могли даже выставить свою продукцию, — разводит руками Бобков. — Город поделили на сектора, за одно место приходилось платить 5000–6000 гривен в день». Да и футбольные фанаты — не та аудитория, которая будет массово скупать изделия традиционного прикладного искусства.

Своих клиентов мастер характеризует так: люди среднего достатка, интересующиеся украинской культурой. Но бывают и забавные случаи. Один из депутатов заказал скульптуру чёрного вола — животного, название которого созвучно фамилии депутата.

У мастера, конечно, есть и конкуренты. Эффективным способом противостояния им Бобков считает работу над собой. «Творческая индивидуальность и профессионализм — это главные конкурентные преимущества, ну и ещё важно активно искать клиентов, — рассказывает он. — Художник сегодня не должен быть рафинированным и богемным». Сами же конкуренты отзываются о Бобкове с уважением. «Два раза он был на симпозиуме во Франции, и оба раза брал Гран-при», — вспоминает художник-керамист Александр Шарифов.

Основной трудностью, с которой сталкиваются сегодня керамисты, Шарифов считает бедность украинцев. Ведь произведения искусства это не товар первой необходимости. Художникам при таких обстоятельствах сложно зарабатывать. «Люди творческих профессий иногда больше думают о куске хлеба, а не о том, что почитать или посмотреть. Рост благосостояния покупателей приведёт и к росту спроса на керамическую продукцию», — уверен мастер.

А пока в планах Ивана Бобкова участие в новых проектах. Он хотел бы оформить ресторан как художник, используя в интерьере свои работы. Когда-то ему предлагали такой проект, но потом заказчик отказался. А художнику идея понравилась, и он надеется однажды воплотить её в жизнь.

Ирина Гамалий, Фокус