Волшебный горшок. Киевлянин создал бизнес на производстве керамических изделий

Киевлянин Иван Бобков создал гончарную мастерскую и на собственном примере доказал, что художнику не обязательно быть голодным

Related video

34-летний Иван Бобков — один из тех немногих, кто еще в детстве понял, чем хочет заниматься в жизни. К керамике его приобщили родители-художники, а ремеслу он учился в Киевском художественно-промышленном техникуме и в Институте декоративно-прикладного искусства им. Бойчука. В 2001 году, будучи студентом, Иван преподавал в художественной школе — тогда и задумался о собственной мастерской.

"Керамика — дорогое удовольствие, — рассказывает мастер. — Если живописцу достаточно для работы этюдника и красок, то керамисту нужен гончарный круг, инструменты, глина и, самое главное — специальное помещение". Решить "жилищный вопрос" удалось благодаря педагогической деятельности — спустя три года работы в школе директор учебного заведения разрешил ему открыть мастерскую в одном из пустующих помещений. На его ремонт, а также на покупку оборудования и мебели Иван потратил около $2000. Так в 2003 году появилась гончарная мастерская "Глек". А четыре года назад был создан одноименный интернет-магазин.

"Сегодня художник должен быть и хорошим менеджером, и торговцем, — уверен керамист. — Тогда творчество будет приносить не только удовольствие, но и заработок". Иван лепит из глины параллельный мир — мифических животных, сказочные орнаменты, причудливые сосуды, и продает их в мире реальном. За летний сезон, на который приходятся основные продажи, мастеру удается заработать 50 000 грн.

Дорогое удовольствие
Иван признается: если бы он не получил помещение в школе, где он работает до сих пор, существование мастерской было бы под вопросом. "Когда начинающий мастер планирует заниматься керамикой, для полноценной деятельности ему нужно помещение в 50 кв. м как минимум, — объясняет он. — Купить подобное в столице можно за $50 000". Доход художника непостоянен, а потому открывать мастерскую в арендованном помещении рискованно. Мастерская невозможна без гончарного круга — его покупка обойдется в $700–2000 в зависимости от сложности оборудования. Нужна и печь для обжигания изделий — от $400 до $4000. Гончарство требует большого расхода электроэнергии: в месяц тратится 2000–3000 кВт. Необходимы еще сверлильные и шлифовальные станки и другие инструменты.

За сезон мастер расходует около тонны глины — еще 6000 грн. Пригодную для керамики глину Иван покупает в компании "Фидер" (Донецкая область). Перед началом работы глина смешивается с водой в специальных ваннах. Изделия сохнут, обжигаются в печи и расписываются. Остается вдохнуть в них душу.

Работы Ивана Бобкова — это утилитарная, декорированная посуда и дизайнерские изделия, например, скульптуры. Мастер делает также художественную плитку для каминов. Стоимость посуды — от 40 до 200 грн., расписных тарелок — 250–300 грн. Цены на скульптуру колеблются от 700 до 8000 грн.

Большую часть жизни Бобков проводит в мастерской, но выкраивает время и для общения с коллегами. Он продолжает заниматься частной педагогической деятельностью и принимает участие в выставках и фестивалях.

Лето год кормит
Доходы керамиста зависят от времени года. "Зима – самый жесткий простой, — говорит Иван. — Нет ни заказов, ни выставок". В это время он работает "в стол", чтобы продать изделия весной и летом. За день Бобков может создать до 30 единиц глиняной посуды. "У нас четыре ярких события: открытие сезона в Пирогово, фестиваль "Країна мрій", День независимости и закрытие сезона в Пирогово. При удачном раскладе за одну акцию можно заработать от 8000 грн. Выторг мастерской за летний сезон составляет 50 000–60 000 грн. Участие в фестивальных мероприятиях — это и реклама, и возможность познакомиться с индивидуальными заказчиками.

В прошлом году Иван участвовал в легендарной Сорочинской ярмарке: "Я оказался в тех краях случайно — вез керамику на симпозиум от Союза мастеров народного искусства". Участие в ярмарке разочаровало мастера: "Организация скверная, с нас требовали $2000, а разногласия с мастерами охранники решали просто — били керамику".

Не оправдало возлагаемых надежд и Евро-2012. "Мы не то что продать ничего не могли, мы не могли даже выставить свою продукцию, — разводит руками Бобков. — Город поделили на сектора, за одно место приходилось платить 5000–6000 гривен в день". Да и футбольные фанаты — не та аудитория, которая будет массово скупать изделия традиционного прикладного искусства.

Своих клиентов мастер характеризует так: люди среднего достатка, интересующиеся украинской культурой. Но бывают и забавные случаи. Один из депутатов заказал скульптуру черного вола — животного, название которого созвучно фамилии депутата.

У мастера, конечно, есть и конкуренты. Эффективным способом противостояния им Бобков считает работу над собой. "Творческая индивидуальность и профессионализм — это главные конкурентные преимущества, ну и еще важно активно искать клиентов, — рассказывает он. — Художник сегодня не должен быть рафинированным и богемным". Сами же конкуренты отзываются о Бобкове с уважением. "Два раза он был на симпозиуме во Франции, и оба раза брал Гран-при", — вспоминает художник-керамист Александр Шарифов.

Основной трудностью, с которой сталкиваются сегодня керамисты, Шарифов считает бедность украинцев. Ведь произведения искусства это не товар первой необходимости. Художникам при таких обстоятельствах сложно зарабатывать. "Люди творческих профессий иногда больше думают о куске хлеба, а не о том, что почитать или посмотреть. Рост благосостояния покупателей приведет и к росту спроса на керамическую продукцию", — уверен мастер.

А пока в планах Ивана Бобкова участие в новых проектах. Он хотел бы оформить ресторан как художник, используя в интерьере свои работы. Когда-то ему предлагали такой проект, но потом заказчик отказался. А художнику идея понравилась, и он надеется однажды воплотить ее в жизнь.

Ирина Гамалий, Фокус