Трубное дело. Чем закончится попытка приватизации "Нафтогаза"

Фокус узнал, чем может закончиться попытка приватизации "Нафтогаза"

Related video

НАК "Нафтогаз Украины" могут распродать по частям. Кабмин внес в парламент законопроект, снимающий запрет на приватизацию монополиста. Согласно документу, украинская газотранспортная система (ГТС) может быть приватизирована или передана в аренду по решению правительства. Разговоры о необходимости создания правовой основы для приватизации газотранспортных активов велись давно, но подразумевающий это документ появился впервые. Так что не остается сомнений в серьезности намерений чиновников продать или передать в аренду имущество НАК.

Что это значит
Появление законопроекта еще не означает, что НАК уйдет с молотка в ближайшее время. Оппозиция встретила в штыки эту инициативу. Почти сразу после регистрации документа в канцелярии парламента пресс-служба партии "УДАР" распространила заявление, в котором говорится, что приватизация "Нафтогаза" и его дочерних предприятий противоречит законодательству и открывает дорогу к ручному управлению рынком и стратегическими предприятиями отрасли. Проще говоря, оппозиционеры намекают на то, что власть пытается украсть газотранспортную систему. Принятие документа при такой постановке вопроса может растянуться на месяцы. Зампредседателя парламентской фракции "Батькивщина" Сергей Пашинский уже заявил о том, что оппозиция сделает все возможное, чтобы этот закон не прошел.

Однако уже самим фактом появления такого документа Кабмин решает несколько тактических задач. В частности, переговоры с Россией обещают быть более содержательными. Напомним: последняя встреча президентов двух стран закончилась ничем. Москва не раз намекала на то, что готова снизить цену на энергоноситель в случае создания газотранспортного консорциума. Однако правовая основа для создания такой структуры в украинском законодательстве отсутствует. Подав законопроект, правительство пытается устранить это препятствие.

Подготовка НАК к приватизации — это позитивный сигнал и для западных партнеров. О целесообразности передачи холдинга в частные руки иностранные инвесторы говорили не раз. Подобные рекомендации давала аудиторская компания Ernst&Young, на реформировании отрасли постоянно настаивает МВФ. А ЕБРР медлит с предоставлением кредитов на модернизацию ГТС, поскольку, по мнению европейских банкиров, структура холдинга и схемы расчетов за газ непрозрачны. Продажа стратегических объектов, с их точки зрения, может отчасти решить эту проблему.

А может и не решить. Если имущество распродадут на столь же непрозрачных, как и схема расчетов за газ, приватизационных конкурсах. Самый цивилизованный вариант, обсуждавшийся прошлой осенью в экспертной среде, заключался в том, чтобы вывести на IPO до 25% акций компании. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что на практике холдинг будет раздроблен и "Нафтогазу" останется лишь офис, папка с документами и многомиллиардные обязательства. А труба окажется на балансе новосозданного газотранспортного консорциума. О том, каким может быть такой консорциум — двух-, трех- или десятисторонним, — однозначно сказать сложно. Но, скорее всего, он будет двухсторонним.

Нужно ли это Украине? По мнению правительственных чиновников, частичная приватизация или передача в аренду "Газпрому" газотранспортных активов — единственный способ сохранить транзитное положение Украины.

Выхода нет
Украинская ГТС стареет, на ее модернизацию с каждым годом требуется все больше средств, а загрузка постоянно снижается. На заре независимости Украины ГТС была загружена на 100%, сегодня — на 70%. Газопроводы, построенные в обход Украины (South Stream и Nord Stream), теоретически позволяют россиянам отказаться от украинского транзита. Если власть не проявит политическую волю, то уже к 2017 году загрузка отечественной трубы составит 34% проектной мощности. Кроме того, она может просто заржаветь. Украина сегодня не в состоянии профинансировать модернизацию собственной ГТС. А ЕБРР не спешит давать кредиты на эти цели. Вывод неутешительный: государство либо потеряет транзитный ресурс, либо утратит его частично (продаст активы или предоставит их в аренду).

Приватизацию этого стратегического объекта можно было бы и не расценивать как катастрофическую потерю, если бы она происходила на фоне реформирования отрасли. Суть реформы в данном случае в том, чтобы вывести "Нафтогаз" из хронически убыточного состояния. Вице-премьер-министр Юрий Бойко считает, что основная причина убыточности холдинга — разница между тарифами и ценой импортируемого газа. Монополист покупает дорого, а продает дешево. Разница компенсируется за счет госбюджета. Если эту схему не изменить, то смешно рассчитывать на то, что компанию удастся вывести на IPO. В лучшем случае ее купят местные олигархи, которые будут делать бизнес на бюджетных компенсациях. В худшем — украинского монополиста съест монополист российский. Со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями.

Дмитрий Фионик, Фокус