В Германии назревает запрет добычи сланцевого газа
Немецкие избиратели боятся экологических последствий фрекинга, и политическая элита страны во главе с Ангелой Меркель в год выборов, похоже, готова отказаться от этой технологии
Мало что вызывает у немцев такую озабоченность, как экологическое состояние родных недр. Стоит только появиться сообщениям о том, что глубоко под землей собираются захоронить новую партию ядерных отходов, как многие тысячи людей в очередной раз выходят на демонстрации протеста. То же самое происходит и со сланцевым газом. Его в Германии еще нигде не добывают, но организации его противников уже активно действуют.
Страсти вокруг гидроразрыва
Правда, выступают они не столько против самого сланцевого газа, сколько против технологии его добычи - фрекинга или гидроразрыва пласта. Чтобы высвободить газ (или нефть) из сланцевых пород, расположенных нередко на глубине в несколько тысяч метров, в них под большим давлением закачивают смесь воды, песка и целого набора химических веществ. Некоторые из них ядовиты, и экологи опасаются, что этот коктейль может попасть в грунтовые воды.
В Соединенных Штатах применение фрекинга привело к настоящему газовому буму, который не только избавил страну от необходимости импортировать голубое топливо, но и превратил США в основного конкурента России в списке ведущих производителей газа в мире.
Эксперты считают, что Германии запасов сланцевого газа хватило бы на то, чтобы на протяжении 13 лет полностью обеспечивать свои потребности в голубом топливе. Но для этого необходимо прибегнуть к фрекингу. Гидроразрыв пласта на протяжении нескольких десятилетий периодически применялся при эксплуатации немецких месторождений традиционного газа, однако с тех пор, как в Европе разгорелась дискуссия об экологических опасностях этой технологии, добывающие компании полностью прекратили ее использование на территории ФРГ.
За последние два-три года в Германии появилось большое количество исследований, доказывающих либо безусловную опасность, либо относительную безопасность фрекинга. И вот теперь в дискуссию включился консультативный совет по экологии при правительстве ФРГ.
Ангела Меркель прислушивается к сомневающимся
В подготовленной им экспертизе преобладают сомнения и указывается, что Германии добываемый столь сложным способом дополнительный газ вовсе не нужен, ведь страна сделала ставку на развитие ветряной и солнечной энергетики. "Поэтому мы даем рекомендацию в нашей стране от фрекинга отказаться", - пояснил в интервью DW председатель консультативного совета Мартин Фаульштих.
Можно предположить, что канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в прошлом была ученым-естествоиспытытелем, такая инновационная технология, как фрекинг, должна нравиться. Тем не менее, ее нынешняя позиция в этом вопросе звучит так: "Мы должны предпринять все, чтобы избежать экологических рисков".
В ходе телефонной конференции с рядовыми членами своей партии ХДС Ангела Меркель пояснила, что цель правительства, разработавшего специальный закон о фрекинге, состоит в том, чтобы "ограничить и усложнить" применение этой технологии и поставить ее в "более приемлемые с точки зрения экологии правовые рамки". Ведь до сих пор этот способ бурения подпадал под общие положения горного права, а оно никаких особых ограничений на добывающие предприятия не накладывает.
Новый же законопроект, подготовленный правящей коалицией из блока ХДС/ХСС и либеральной СвДП, содержит полный запрет фрекинга в водоохранных зонах, а в остальных регионах требует проведения строгих экологических экспертиз. Тем самым шансы получить разрешение на применение этой технологии фактически сведены до минимума. "Фрекинг в его сегодняшнем виде для нас неприемлем", - без обиняков заявил генеральный секретарь ХДС Херман Греэ.
Широкий фронт противников фрекинга
Однако в ХДС немало и тех, кто даже такой законопроект считают излишне мягким. Они опасаются, что страх населения перед закачиваемыми в почву химикатами приведет к росту популярности оппозиционной партии "зеленых", а потому в преддверии намеченных на сентябрь парламентских выборов требуют безоговорочного запрета фрекинга на всей территории Германии.
"Зеленые", понятное дело, давно уже выступают за полный запрет. Такой же точки зрения придерживаются и те многочисленные федеральные земли, в которых у власти находятся социал-демократы и "зеленые". Эти земли в данный момент имеют большинство голосов в бундесрате, а потому эта палата парламента законопроект о фрекинге в его нынешнем виде явно не утвердит.
К тому же в Баварии против фрекинга выступили пивовары. Они опасаются за чистоту грунтовых вод, которые являются их важнейшим "сырьем". Поэтому противником гидроразрыва пласта стала и правящая в своей земле баварская партия ХСС, образующая на федеральном уровне блок с ХДС Ангелы Меркель. Одна лишь либеральная СвДП, возглавляемая вице-канцлером и министром экономики Филиппом Реслером, предлагает хотя бы проверить возможности экологически приемлемого применения этой технологии в Германии.
Некоторые страны Европы все же готовы использывать фрекинг
Столь дружное нежелание немецкой политической элиты присмотреться к новой технологии возмущает комиссара Евросоюза по энергетике Гюнтера Эттингера - видного представителя партии ХДС. В одном из недавних выступлений он заявил, что Германия пока еще экономически сильна, но сильнее уже не станет, поскольку сконцентрировалась сейчас на совершенно ошибочных целях. Среди них он назвал отказ от фрекинга.
Комиссар ЕС по энергетике - далеко не единственный политик в Евросоюзе, выступающий за добычу сланцевого газа на нашем континенте. Особенно активно новую технологию поддерживают государства Восточной Европы, которые, как Польша, все еще чрезмерно зависят от такого неэкологичного, вредного для глобального климата энергоносителя, как уголь.
Наряду с Польшей сланцевый газ хотели бы добывать Венгрия и Румыния, а также - на западе континента - Испания и Великобритания. Румынский премьер Виктор Понта даже выступил с призывом не поддаваться давлению противников фрекинга и "не сходить с того правильного пути, по которому уже идут США". Вступит ли Германия когда-нибудь на этот путь - пока большой вопрос.
Источник: Русская служба DW