Метнулись кабанчиком. Как программист сделал бизнес на выгуле собак

Как программисту Роману Киригетову удалось убедить инвесторов в том, что выгул собак и другие мелкие услуги — это серьезно

Киевский программист Роман Киригетов не раз менял свой распорядок дня из-за мелких бытовых проблем: то срочно нужно отнести обувь в ремонт, то встать в пять утра, чтобы забрать документы у проводника. Такие заботы знакомы всем украинцам, но только Киригетову удалось сделать из них бизнес. Сегодня он владеет компанией, которая специализируется на оказании этих услуг.

Сама бизнес-идея по мировым меркам не ноу-хау. Американка Лия Буске, разработчица программного обеспечения, еще четыре года назад создала сервис выполнения заданий TaskRabbit.com. Платформа пользовалась большим успехом, и ее клоны начали появляться в других странах. В Украине такого сервиса не было, и Роман, работавший тогда в сфере телекоммуникационного оборудования, решил заполнить свободную нишу. К созданию сайта он приступил вместе с другом и бывшим одногруппником Александром Юрьевым. Название для платформы партнеры придумали ироничное — "Метнись кабанчиком".

Именно броское название восемь месяцев назад привлекло первых клиентов. А в апреле 2013 года kabanchik.com.ua попал в число трех стартапов, отобранных менторами EastLabs из ста пятидесяти претендентов. Так предприниматели получили поддержку инвесторов.

Трудности перевода
Идея создания сервиса появилась год назад, когда Роман и Александр приступили к написанию технического задания и разработке сайта. Дизайн создавали сами. К разработке платформы изначально относились как к хобби — на первом этапе ребята не торопились бросать основную работу. Сайт kabanchik.com.ua стартовал в сентябре 2012-го. Создатели инвестировали в проект около $3000 собственных сбережений, потраченных в основном на продвижение. Благодаря социальным сетям и сарафанному радио сервис быстро приобрел поклонников как среди заказчиков, так и среди курьеров и других "исполнителей поручений".

За чем только не обращались в "Кабанчик": кому-то срочно требовалось выгулять подвывающего в городской квартире сенбернара, кто-то хотел удивить даму презентом, кому-то немедленно нужно было перевести резюме на китайский язык. Среди клиентов "Кабанчика" появились и предприниматели: интернет-магазинам были нужны курьеры, а рекламные агентства искали промоутеров для раздачи листовок.

Сервис работает так. Пять минут нужно потратить на создание задания на сайте, в котором необходимо указать сроки его выполнения и бюджет — с учетом комиссии "Кабанчика". Комиссия составляет 20% от гонорара до 100 грн. и 15%, если за выполненную работу платят 200 грн. и более. При этом заказчику не нужно прикладывать усилия на просмотр досок объявлений и поиск подходящих исполнителей, а последние получают возможность подзаработать в удобное для них время. Клиент может лично не общаться с исполнителем, например, с переводчиком. В этом случае деньги перечисляются на счет "Кабанчика". Если заказчик лично общается с исполнителем, скажем, с няней, он расплачивается с ней напрямую, а няня уже сама отдает сервису комиссионные.

"Метнись кабанчиком" — первый подобного рода сервис в Украине. Возможно, этим и объясняется основная трудность, с которой столкнулись его создатели: клиенты боятся мошенников. "Но мы проверяем исполнителей, — уверяет Роман, — проводим анкетирование, интересуемся их страницами в социальных сетях, можем обратиться к предыдущим работодателям, учитываем рекомендации наших заказчиков". На сайте есть разделы "проверенных" и "непроверенных" исполнителей. Статус "проверенного" получает один из десяти. Если необходимо выполнить важное задание (доставить документы или материальные ценности), создатели сайта рекомендуют обращаться к "проверенным".

С каждым днем "проверенных" становится все больше. В основном это студенты, посменные работники, временно безработные или домохозяйки. Самому активному исполнителю 44 года, он курьер, услугами которого пользуются интернет-магазины. Кстати, доставка чего-либо составляет около 65% всех заказов платформы.

Сегодня у сервиса нет прямых конкурентов в Украине. Отчасти конкуренцию создают сайты по поиску работы rabota.ua, work.ua, hh.ua, а также доска частных объявлений Slando.ua. По мнению директора рекрутинговой компании "Форсаж" Елены Грищук, проект, направленный на "одноразовые задания", может оказаться успешным. "Сейчас такое время, когда компании вынуждены экономить, и аутсорсинг приобретает большую популярность", — говорит Грищук. Спектр задач, для решения которых нет смысла нанимать постоянный персонал, огромен: анкетирование, разовая уборка и те же курьерские услуги.

Попали в тройку
Изначально Роман и Александр не ставили перед собой цель найти инвестора. Они просто пытались понять, как эта бизнес-модель будет работать в украинских реалиях. Как-то давний приятель познакомил Романа Киригетова с Кеном Ливером, партнером бизнес-инкубатора EastLabs и бывшим главой компании "Groupon Украина".

"Нас пригласили в EastLabs на официальную встречу, потом еще на одну, —
вспоминает Киригетов. — Мы ни на что особенно не рассчитывали, но вдруг оказалось, что нашу команду отобрали в тройку участников из 150 команд-претендентов. Так мы попали в программу, предполагающую предоставление инвестиций и обучение". К участию в программе приступили в начале апреля 2013 года. Теперь команда получит $20 000.

Много это или мало? Роман считает, что такие деньги позволяют ему уволиться с основного места работы и посвятить себя созданию собственного бизнеса. Кроме того, инкубатор предоставляет помещение для работы команды, а также консультационные услуги экспертов, которые Роман называет самой большой помощью. "Менторы помогают оценить наш продукт, снимают розовые очки и предупреждают о подводных камнях", — рассказывает он. Сессии, на которые приглашаются опытные интернет-деятели, проводятся дважды в неделю. Вместе с создателями сервиса они подвергают конструктивной критике все — от идеи до позиционирования компании.

"Концепцию бизнеса мы пока не изменили, — делится Роман. — Но некоторые детали дорабатываем". Благодаря менторам была добавлена новая функция — "множественного выбора": когда заказчику нужен не один исполнитель, а несколько. Сейчас партнеры пытаются предоставлять услуги крупным компаниям, у которых периодически возникает необходимость, скажем, отсканировать или отксерокопировать большой объем документации. Также друзья экспериментируют с дизайном сайта и нащупывают маркетинговую стратегию.

Роман сотрудничеством доволен. Инкубатор за свои услуги получает 15% компании. Но это не смущает создателей "Кабанчика". "Много команд хотят сюда попасть, но отбор проходят самые перспективные, — рассказывает Роман. — Нас выбрали, потому что мы пришли с "работающей" идеей и со своими заказчиками". В апреле месячный оборот компании составил 13 000 грн., при помощи сервиса было выполнено около 100 заказов. На сайте зарегистрировано 1300 исполнителей и 500 заказчиков. В планах создателей масштабироваться: работать во всех крупных городах Украины. Для успешной реализации нужны инвестиции и помощь экспертов — и то и другое у этих предпринимателей уже есть.

Ирина Гамалий, Фокус