Инкубатор для бизнеса. Как получить $20 тысяч под хорошую идею

Как получить $20 тыс. под хорошую идею в украинском бизнес-инкубаторе

Related video

Математик Юрий Караджов и экономист Татьяна Протасова придумали сервис, позволяющий большому числу людей общаться в режиме реального времени. Собственных средств и опыта на развитие проекта у разработчиков не хватало. Дело было два года назад — как раз тогда в Украине начали появляться новые бизнес-инкубаторы. Татьяна, получившая образование в Европе, имела представление о том, как работают эти "предпринимательские школы". И молодые бизнесмены решили воспользоваться их услугами. Они подали несколько заявок и летом 2012 года оказались в числе участников четырехмесячной программы EastLabs. Программа предусматривала финансирование в размере $20 тыс. и обучение. Менторы (наставники) скрупулезно следили за развитием проекта.

Жизнь стартапера оказалась непростой. "Когда ты занимаешься стартапом, почти
не отдыхаешь, — вспоминает Юрий. — Воскресенье, суббота — рабочие дни". Над проектом работали совместно с менторами из разных областей, которые помогали "доточить" идею. "Мы пытались объяснить, что хотим сделать, менторы говорили: в условиях реального рынка это нежизнеспособно, приводили примеры из жизни, — рассказывает Юрий. — В итоге идею проекта пришлось менять, теперь мы сервис для дизайнеров". Трансформацию идеи он считает наибольшим потрясением, но в то же время и самой большой удачей. Новая версия проекта под названием Skwibl помогает дизайнерам и заказчикам общаться в режиме реального времени через веб-браузер, делать правки на отдельных кадрах и видеороликах, тем самым избавляя стороны от длительной переписки.

Прошло десять месяцев, и Юрий с Татьяной работают над проектом самостоятельно, хотя и продолжают консультироваться с менторами. Именно такое общение, а не финансирование, Юрий считает основной помощью. Инкубатор помогает разработчикам и в дальнейшем поиске инвесторов. "Добиться инвестиций не так просто, как казалось поначалу, — говорит он. — Многочисленные истории о том, что какой-то стартап легко получил огромное финансирование, несколько преувеличены".

И все-таки за последние два года шансы найти инвесторов у начинающих предпринимателей выросли. Только в 2012 году в Украине стартовали пять полноценных бизнес-инкубаторов: Happy Farm, Wanna Biz, EastLabs, Founder Institute и iHub. В целом такие услуги предоставляют семь компаний, ежегодно инвестирующие в стартапы от $20 млн до $40 млн.

Меню для стартаперов
Условия, на которых бизнес-инкубаторы, поддерживающие стартапы на разных этапах развития, работают с командами-участниками, отличаются. Например, инкубаторы Happy Farm и EastLabs предоставляют стартаперам офис для работы, консультации по развитию и продвижению бизнеса, юридическое, финансовое и PR-сопровождение. Анна Дегтерева, генеральный директор Happy Farm, рассказывает, что команды-стартапы проходят пятимесячную "акселерационную" программу в Украине и США. "Инкубатор вкладывает в один проект $70 тыс., из которых $55 тыс. в виде упомянутых услуг и $15 тыс. — в денежном эквиваленте. При этом инкубатор получает 15% корпоративных прав новосозданной компании, — рассказывает Дегтерева. — Существует и программа для уже работающего бизнеса. За 7–10% акций компании членам команды также предоставляется менторская поддержка, возможность пройти стажировку в США и снова-таки — $15 тыс. наличными".

Первый отечественный акселератор GrowthUP (открылся в 2008 году) интересуется прежде всего стартапами, ориентированными на глобальный рынок. Программа этого акселератора предусматривает недельное обучение, после чего команды за месяц должны развить проект до оговоренного уровня. Далее акселератор получает 5% акций компании и отправляет одного участника команды в Берлин, а затем — в Силиконовую долину. Стажировка за рубежом длится месяц. За год в GrowthUP рассматривается около 600 проектов, из которых интерес представляют только 100–150. Акселератор развивает программы, нуждающиеся в инвестициях от $25 тыс. до $50 тыс. (консультации и другие сервисы инкубатора не считаются инвестициями).

iHUB не требует доли в бизнесе или процента от будущей прибыли. "Между iHUB и стартапом нет финансовых и юридических обязательств, что дает полную свободу командам, а также их будущим инвесторам", — комментирует соучредитель инкубатора Дмитрий Подолев. За участие в обучающей программе команды вносят сервисный сбор — 399 грн. с человека в месяц. В отличие от конкурентов, инкубатор не работает по модели трех-четырехмесячных сессий. iHUB вовлекает свои стартапы в различные конкурсы, помогая познакомиться с другими инвесторами.

На одно место в украинских бизнес-инкубаторах в среднем претендуют 10–15 команд.

Долгая отдача
Основатели инкубаторов не рассчитывают на скорую прибыль. По словам управляющего директора GrowthUp Николая Савина, в высокотехнологичном бизнесе цикл жизни компании — от ее создания до продажи новым собственникам — составляет в среднем пять лет.

"Eastlabs имеет такой же цикл, как и венчурный фонд. Обычно наши инвестиции окупаются, если компания продается или же когда она размещает акции на фондовом рынке, — комментирует управляющий партнер инкубатора Эвелин Бучацкий. — Такой цикл длится не менее трех-пяти лет".

По данным соучредителя и управляющего партнера BVU Group (компания — совладелец GrowthUp) Дениса Довгополого, ежегодно в Украине запускается 300–500 стартапов, однако выживают далеко не все.

Что касается дальнейшей судьбы стартапов, то здесь, как правило, возможны три сценария. Не исключено, что проект перерастет в успешный малый или средний бизнес. А может быть и выкуплен стратегическим инвестором года через три. В идеале бизнес будет развиваться вплоть до выхода на IPO — на это уходит от пяти до десяти лет.

В начале пути
В США и Европе первые бизнес-инкубаторы появились в средине XX века. Вокруг них сформировалось целое сообщество инвесторов, предпринимателей и бизнес-гуру. В их развитии участвуют венчурные компании и охотники за "ангельскими" инвестициями (ангельскими называются вложения частных лиц в инновационные проекты). В Украине эта культура пока не развита. Программы местных инкубаторов рассчитаны в основном на онлайн-услуги. Среди отечественных стартаперов пока нет фермеров или производственников.

Условия пребывания в зарубежных инкубаторах привлекательнее, считает Лиза Авраменко, соучредитель украинского сервиса CheckiO (обучающая игра для программистов), который "вылупился" в бостонском инкубаторе TechStars. "Главное в Бостоне — потрясающая сеть знакомств и связей: мы общаемся с крупнейшими венчурными фондами и такими лидерами отраслей, как Kayak, Twitter, Stackoverflow, Paypal, eBay, Yahoo, — рассказывает она. — Удивительно, но не мы нашли бостонский инкубатор, а он нас". Один из менторов TechStars пригласил команду участвовать в программе, предусматривающей начальные инвестиции в $18 тыс. под 6% акций компании, плюс $100 тыс. в качестве "долгового обязательства". Лиза Авраменко сожалеет, что интерес украинских инвесторов сосредоточен лишь на онлайн-коммерции.

Однако винить отечественные инкубаторы в том, что они не располагают такими же возможностями, как американские или европейские, не стоит. "Мы наблюдаем тенденцию появления новых качественных проектов по всей Украине, — говорит Дмитрий Подолев. — А значит, будут появляться и новые инкубаторы". По мнению Николая Савина, интерес к этому сегменту растет, и через пять-семь лет Украина получит работающую предпринимательскую экосистему. А пока наши инкубаторы в самом начале пути.

Сделали выбор
Фокус опросил опытных менторов и выяснил, как стать успешным стартапером

Инвесторы в IT-сфере в своих ожиданиях ничем не отличаются от инвесторов в других отраслях. Задача инвестора — приумножить вложенный капитал. А вот для того, чтобы стать стартапером, нужно быть сумасшедшим. Если вы достаточно умны и способны просчитать все риски заранее (налоги, уровень конкуренции) и отдаете себе отчет в своей ограниченности, то никогда не начнете свое дело. И будете правы, так как не менее 98% стартапов терпят неудачу. Как еще можно назвать человека, который рискует своими деньгами, временем, надеясь попасть в 2% счастливчиков? Сумасшедший. Но этого недостаточно, нужна еще железная воля, чтобы довести начатое до логического конца. Защита стартапа начинается с компетентной критики людей, которые приведут 1001 объяснение тому, что у вас ничего не получится. Потом вас ждут первые неудачи, временами даже будет казаться, что ваш продукт никому не нужен. А когда начнутся первые продажи, заработанных денег вам едва хватит на еду. Потом вы поймете, что все делали неправильно, и придется переделывать. Есть риск сломаться еще на первом этапе.

Нам интересны различные IT-проекты — Mobile, CloudComputing, Games, SocialNetworking, SaaS и многие другие. Для нас главное — оригинальная идея проекта, наличие разработки, прототипа. Проект должен быть масштабируемый, рассчитанный на глобальный рынок. Важное условие — сильная, стрессоустойчивая команда. Она должна быть целеустремленной, открытой к обучению и рекомендациям, готовой работать и развиваться 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Ведь наша акселерационная программа для стартапов предполагает полное погружение в работу над своим проектом. Команда из двух-трех человек должна переехать в наш инкубатор на два месяца и сфокусироваться на развитии продукта, его продвижении, работе с директорами и менторами. Затем, если есть ощутимый прогресс, участники отправятся на месяц в США для общения с потенциальными инвесторами, партнерами и клиентами. Все это требует недюжинной выдержки, самомотивации, самодисциплины и главное — одержимости и веры в свою команду и свой продукт.

Участвовать в программах мы приглашаем разработчиков IT-проектов, только-только начинающих развитие. Наши эксперты помогают им откорректировать планы, выстроить бизнес-модели, предлагают альтернативные идеи. Но работать предстоит команде. И чтобы реализовать задуманное, каждый ее участник должен душу вкладывать в проект. Именно люди, а не состояние рынка или модель монетизации могут загубить самый уникальный стартап. Ведь гениальные идеи возникают каждый день, но самое сложное — их воплощение: 99% остаются нереализованными.

На первом месте — подбор команды. А идея на втором плане. Ключевые сооснователи должны подходить друг другу, одинаково видеть задачу, которая стоит перед ними, и на личностном уровне отлично ладить. Тогда команда найдет способ реализовать практически любую задачу.

Мы отдаем предпочтение людям максимально открытым, которые не боятся делиться идеями: чем больше советов от предпринимателей они услышат, тем профессиональнее отточат идею. В идеальной команде должно быть 2–3 кофаундера, каждый из которых четко отвечает за свое направление: кто-то главный разработчик, кто-то второй маркетолог, кто-то стратег и генератор идей.

В мире много примеров, когда из странных идей получался успешный бизнес. Моя "любимая" заявка в инкубатор содержала более 300 изобретений, изложенных на 26 листах 6-м шрифтом, и 17 приложений. И все это в первом письме. Ну и классика жанра: "У меня есть проект, но я вам ничего не расскажу, пока мы с вами договор не подпишем".

Мы заинтересованы в командах, которые нацелены на решение реальной проблемы, касающейся большого количества потребителей. Новые рынки возникают там, где есть большая проблема. Найти ее можно, когда мы выходим за рамки текущего понимания жизни. То, что вчера казалось невозможным, сегодня благодаря новому витку развития технологий становится реальностью (в 1998 году вопрос "Какой у тебя интернет на телефоне" вызвал бы удивление). Мы ищем команды, которые отвечают базовым требованиям:

– решают проблему, которая до них не была решена;
– участники команды способны сами построить бизнес, заниматься маркетингом, развивать продукт;
– не имеют обязательств;
– имеют интеллектуальную собственность, которую можно защитить (патент, ноу-хау);
– нацелены на большие рынки (инвесторы, с которыми мы работаем, ориентированы на проекты, которые можно будет продать за $100 млн и более).

Главное, что мы хотим видеть в такой команде, — воля к победе, умение системно работать, способность слушать и слышать.

Покупатели идей
Что предлагают украинские бизнес-инкубаторы начинающим предпринимателям

GrowthUP
Участники проходят недельную обучающую программу и месяц работают над развитием проекта. После этого в обмен на 5% акций компании один из ее участников проходит месячную программу в кампусе инкубатора в Берлине и еще один месяц обучается в Силиконовой долине. Инкубатор инвестирует от $25 тыс. до $50 тыс. в качестве соинвестора.

Happy Farm
Инкубатор интересуется как стартапами, так и уже работающими компаниями. Стартапы проходят пятимесячную программу, в том числе обучение в США. В один проект инкубатор вкладывает $15 тыс. и предоставляет сервисные услуги. Happy Farm получает 15% акций стартапа. Уже работающие компании также проходят пятимесячную программу за 7–10% акций, денежные инвестиции в них составляют $15 тыс. наличными.

iHUB
Инкубатор не работает по модели 3-4-месячных сессий. Каждый месяц iHUB набирает две-три новые команды. Начальные инвестиции не предоставляются, инкубатор также не претендует на долю в компании. Участники платят за пребывание 399 грн. в месяц с человека. Взамен получают рабочее место, встречи с менторами и инвесторами, курсы и семинары.

Founder Institute
После четырехмесячной учебной программы участники принимают участие в так называемом бонус-пуле. То есть премия распределяется между администраторами, менторами и участниками программы в пропорции 40/30/30. Выпускник, участвующий в пуле, получает сертификат о прохождении обучения и долю от прибыли фонда. Founder Institute приобретает 3,5% акций компании по рыночной стоимости. Первая инвестиция в компанию составляет от $50 тыс. Стоимость курса — $600.

WannaBiz
Инкубатор в рамках одной программы развивает 3–4 основных проекта и 8–10 запасных. Для основных выделяется офис и $20 тыс. стартового капитала, запасным не выделяют ни финансирования, ни рабочих мест, но они участвуют в работе с менторами. Инкубатор получает долю в компании в 10–25% и оказывает помощь выпускникам в привлечении инвестиций на следующих этапах развития.

Polyteco
Инкубатор создан на базе КПИ, поэтому участники могут использовать в своих целях инфраструктуру этого технического университета. Они пользуются консультациями маркетолога, бухгалтера, юриста, ментора и специалистов КПИ. Как только у проекта появляется тенденция к росту, инкубатор предлагает его на рассмотрение инвесторам, рассчитывая на 5–20% доли в уставном капитале компании. Стартовый капитал стартапам не предоставляется.

EastLabs
Инкубатор предлагает четырехмесячную учебную программу, вкладывая $20 тыс. в развитие и продвижение проекта. EastLabs знакомит своих выпускников с иностранными и украинскими инвесторами, подбирая для них спонсора на "следующий раунд" финансирования. Инкубатор получает 15% компании.

Ирина Гамалий, Фокус