Вот такая штука. Как киевляне сделали бизнес на продаже авторских изделий
Как помочь киевлянам зарабатывать на своих хобби, открыв магазин авторских изделий
Еще студентами друзья Николай Ахтырский, Ирина Новак и Евгений Костюк пробовали себя в различных проектах и к окончанию учебы поняли, что хотят работать на себя. Сферу деятельности — торговлю изделиями ручной работы — выбрали не случайно.
Украинцы начали больше времени уделять рукоделию, стремясь разнообразить свою жизнь и найти дополнительный заработок. Социальные сети пестрят страницами мастеров, которые предлагают эксклюзивные украшения, игрушки, блокноты и одежду ручной работы. А вот платформы, через которую они могли бы продавать свои работы да и просто общаться, в 2007 году не было. Как и розничного магазина, в ассортименте которого присутствовали бы только авторские изделия ручной работы.
"Мы увидели, что есть магазины, торгующие материалами для хендмейда и заодно авторскими работами, — вспоминает Ирина Новак. — Или сувенирной продукцией. Но помимо вещей ручной работы они предлагали китайские товары".
Ищу мастера
Год ушел на изучение конъюнктуры рынка, и в декабре 2008 года, накануне кризиса появился интернет-магазин "Штуки". Неоднозначное для старта время не пугало начинающих предпринимателей. "У нас была идея, и мы думали не о кризисе, а о том, как воплотить ее в жизнь", — вспоминает Николай. Стартовали бюджетно: создание сайта магазина обошлось в 1500 грн.
Следующим шагом стал поиск мастеров, с которыми начинающие бизнесмены хотели наладить сотрудничество. Одними из первых, кто дал согласие на реализацию своих изделий, были дизайнер бижутерии Юлия (творческий псевдоним — OrangeJul) и автор дизайнерской мягкой игрушки Оксана (Ксю). "Когда мы только создали интернет-магазин, 27 декабря 2008 года, с нами работали три мастера, а в ассортименте было лишь одиннадцать изделий, — отмечает Ирина. — В студенческой среде слухи распространяются быстро, и благодаря сарафанному радио первый заказ — на колье и сережки — мы получили уже на следующий день".
Спустя несколько месяцев компаньоны открыли на Фроловской улице обычный магазин под названием "Штуки". Там прошла выставка, в которой приняли участие около тридцати авторов. Организаторы и участники мероприятия остались довольны: мастера смогли увидеть свою аудиторию, получить "обратную связь" и раздать визитки. Владельцы заведения познакомились не только с клиентами, но и с новыми авторами. Творческие люди — народ сложный, и бизнесменам не всегда легко находить с ними общий язык. Поэтому чем больше мастеров, тем лучше — есть из кого выбрать.
Ушли под землю
Произведения ручной работы сложно продавать через интернет. Ирина Новак говорит: многим покупателям, чтобы понять вещь, нужно взять ее в руки. С этим соглашается и Елена Кравченко, владелица магазина плюшевых медведей ручной работы "Київський ведмедик", открывшегося в центре Киева в 2008 году. "От покупателей часто можно услышать: "Беру этого медведя, он смотрит на меня", — говорит она. — Фото не передаст таких эмоций". На сегодняшний день 80% всех продаж в "Штуках" также осуществляется в офлайне.
"Штуки" меняли свое месторасположение трижды. Последняя передислокация — под землю: магазин переехал в ТЦ "Метроград". По словам Николая, большие торговые центры — идеальное место для продажи хендмейда, несмотря на то, что площадь магазинчика меньше, а стоимость аренды в разы выше. "В торговые центры приходят люди, изначально ориентированные на покупку, — рассуждает он. — Это не просто трафик, это качественный трафик". За несколько лет работы он научился угадывать в толпе потенциальных покупателей. Однако секрет этого искусства не раскрывает. Скупо отмечает, что его клиенты — это люди, которые что-то создают, чем-то интересуются, а их возраст — от 19 до 35 лет.
На любой вкус
Сегодня со "Штуками" сотрудничают 80 мастеров, в ассортименте магазина несколько тысяч наименований. Помимо традиционных для хендмейда украшений и игрушек, здесь можно купить мебель ручной работы, книги-картины, часы и даже варенье. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются поздравительные открытки. Спрос на большинство изделий колеблется в зависимости от сезона. Осенью растут продажи блокнотов, зимой чаще покупают мягкие игрушки, а летом — серьги и колье. Средний чек в магазине — 160 грн. Рентабельность этого бизнеса Николай Ахтырский оценивает в 50%. Годовой оборот "Штук" — не менее 300 тыс. грн. И это далеко не предел для заведения такого формата. По словам владелицы "Київського ведмедика", в ее магазине покупку делают в среднем на 250 грн., а месячный оборот составляет 100 тыс. грн.
Как утверждает Николай, на сегодняшний день в Киеве нет торговой точки, которая бы повторяла концепцию "Штук". Потенциальных конкурентов он воспринимает скорее как коллег.
В его планах запустить до конца года еще один магазин в Киеве. Но это не предел мечтаний: Ахтырский намерен сделать свой бизнес сетевым и открыть торговые точки во всех украинских городах-миллионниках. Бизнесмен имеет цель и не видит препятствий, он считает, что основная трудность — отсутствие опыта — уже позади.
Ирина Гамалий, Фокус