Запрет на экспорт: Украина и Россия на грани экономической войны

Федеральная таможенная служба Российской Федерации включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских экспортеров. Фокус.ua поинтересовался у экспертов, чем это грозит для Украины и не помешает ли Россия подписанию соглашения б ассоциации между Киевом и ЕС

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев уверен, что подобные действия России только разминка, более серьезные последствия Украина ощутит уже этой осенью. "Конкретная угроза – это остановка украинского экспорта на российский рынок. По крайней мере, задержка этого экспорта может вылиться в многомиллиардные убытки из-за простоя, несвоевременной поставки, нарушения соглашений с контрагентами. Это минимальный набор угроз", - считает Карасев.

Россия демонстративно наказала Украину, для того, чтобы каким-то образом, если не сорвать, то усложнить движение Украины на пути к подписанию договора об ассоциации, полагает политолог. "И в контексте этого Россия намерена собрать у экспортеров чувство недовольства и протеста по отношению к украинской власти, которая ведет страну "не туда, куда нужно", ведет бизнес к убыткам, сокращению рабочих мест, увеличению безработицы и т.д. Как это уже происходит на украинских фабриках "Рошен", где идут пока еще не массовые, но остаточно серьезные увольнения", - отметил Карасев.

Одно из желаний России, по его словам, сделать так, чтобы соглашение об ассоциации с ЕС не стало для Украины триумфом. "Но России не удастся сорвать намерение Украины идти в Европу. Вряд ли возможно сделать так, чтобы Украина отказалась от курса на экономическую интеграцию с Евросоюзом, поскольку нельзя предотвратить силу истории. Против истории нет эффективных инструментов. А вот подгадить, омрачить и помешать – это можно. Этим самым Россия только ускоряет процесс движения Украины в объединенную Европу", - подчеркнул он.

"Очевидно, что в украино-российских отношениях период локальных торгово-экономических конфликтов и периодических торговых войн сменяется на период регулярных экономических блокад", - добавил Карасев.

Полный запрет на ввоз продукции противоречит канонам современной цивилизованной экономики и правилам ВТО, считает директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. "Скорее всего, идет речь об ужесточении таможенного режима. Украинские товары перевели все в зону риска. Но оснований для этого нет. Могут быть конкретные причины для конкретных групп товаров, а когда запрет кается всего и продуктов питания и химической продукции, то это вызывает недоумение. На мой взгляд – это уже не торговая, а самая настоящая экономическая война", - полагает Фесенко.

Это тот случай, когда нужно, чтобы правительство и президент вмешались – включили собственные контакты, чтобы снять эту проблему, считает политолог. "Нужно выяснить, в чем дело. Очевидно, что это связано с тематикой Таможенного союза, но тогда возникает вопрос, а что подобные действия Россия будет предпринимать ко всем странам, которые не входят в Таможенный союз? Почему только к Украине? То есть – это явные действия с политической подоплекой. Это такое предупреждение Украине через акт экономической войны, мол, смотрите, что будет в том случае, если вы подпишете соглашение не с ТС, а с ЕС. Пока речь идет о холодной экономической войне, первый предупредительный залп этой войны мы уже видим. Но самая настоящая война уже разгорится после возможного подписания соглашения с Евросоюзом", - сказал он.

По словам Фесенко, такими действиями Россия не привлечет Украину к ТС, поскольку они не имеют ничего общего с партнерскими и дружескими отношениями, о которых нередко говорят в России. "К союзу обычно привлекают и побуждают, а не принуждают. Это все равно, что принуждать к браку через изнасилование. Это то, что сейчас демонстрирует Россия. Эффект будет прямопротивоположный. Конечно же, украинская экономика и бизнес от этого могут пострадать", - отмечает Фесенко.

"Это только профилактика. Через несколько дней или недель этот вопрос будет урегулирован. Это предупреждение, настоящую экономическую войну, мы увидим в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС", - подытожил он.

В свою очередь директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский рассказал, что никакого решения перекрыть экспорт из Украины в Россию – нет. "Есть информация о том, что какое-то количество групп товаров переведены в формат рискового экспорта. У меня есть противоречивые данные. Одни говорят, что все закрыто, с другой стороны – правительство говорит, что это не так. Министерство доходов и сборов утверждает, что все идет в штатном режиме. То, что Фирташ и Ко работают против России, это известно давно. У меня лично, это информация вызывает сомнения", - казал Погребинский.

Проблемы действительно есть, отмечает эксперт, однако, они появились не случайно и не вдруг, а несколько месяцев назад. За это время разные представители российского руководства предупреждали, что если Украина решит подписывать ассоциацию, что исключает возможность участия в ТС, то члены союза будут защищать свое таможенное пространство от украинских товаров. "Может быть, российское руководство рассчитывает на то, что Украины одумается и передумает подписывать соглашение с Европой, но это практически невозможно. Происходящее сейчас – это модель того, что будет после подписания договора. Только в мягкой форме. Дальше Россия предпримет более жесткие меры. Если из уст Путина звучали предупреждения, то они не могут быть не реализованы, просто так пугать он не мог себе позволить", - полагает Погребинский.

В то же время, эксперт Лаборатории законодательных инициатив Денис Черников утверждает, что действия России ведут к серьезным убыткам. "Речь идет о выгрузке груза, об отборе дополнительных технических проб, которые могут повредить груз, и так далее. То есть эти меры, они, с точки зрения экспертной, технической - совершенно неоправданны. Могут быть отклонения в качестве продукции, в ее технических показателях, но таким образом они между сторонами не решаются", - сказал Черников.

Называет он и цифры - в $2-2,5 млрд. "Но это и убытки не только украинских фирм, но и российских, которые являются импортерами. Это и продукты питания, и металлопродукция. То есть, это те товары, в которых нуждается рынок Российской Федерации. Задержка с поставками этой продукции может привести к социальной нестабильности на рынке России", - сказал эксперт.

Но выход есть, если Украина найдет другие пути транзита, считает Черников: " Россия - это не единственный путь. Этот вопрос важен, но не столь критично, как задержка экспорта в целом. Можно сказать, что этот шаг - один из немногих, который нам предстоит пережить до того, как будет подписано соглашение об ассоциации. После подписания исчезнут все возможности давления на Украину и манипуляций. Будут введены европейские стандарты контроля качества продукции. Поэтому предъявлять такие претензии к товарам станет невозможно. И это касается не только Украины, но и Молдовы, Грузии, потому что соглашения с этими странами будут парафированы на Вильнюсском саммите. Поэтому Россия прибегает к таким отчаянным шагам, чтобы заставить отказаться от европейской интеграции", - подытожил эксперт.

По данным Госкомстата и правительства, товарооборот между Украиной и Россией в 2012 году составил $ 45,5 млрд. В 2011 - $ 54,9 млрд, в 2010 - $ 41,6 млрд, 2009 - $ 25,8 млрд, 2008 - $ 39,9 млрд

Юлия Маковеева, Фокус.ua