Недоумение и протесты. Армяне настороженно восприняли стремление властей в Таможенный союз

В Ереване прошла акция протеста против решения о вступлении Армении в Таможенный союз. Опрошенные DW эксперты попытались объяснить причины заявления президента Саргсяна.

В Ереване с недоумением восприняли решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). О том, что Армения намерена стать членом ТС и участвовать в последующем формировании Евразийского экономического союза, стало известно 3 сентября после переговоров в Москве президента Сержа Саргсяна с его российским коллегой Владимиром Путиным.

В Ереване около двухсот человек в среду, 4 сентября, пикетировали здание резиденции главы государства на проспекте Баграмяна. Некоторые молодых людей попытались перекрыть автомобильное движение, однако силы правопорядка не позволили им этого сделать. Несколько активистов были задержаны. Участники акции протеста с перечеркнутыми портретами Путина и Саргсяна скандировали "Нет возврата к СССР!" и распевали гимн Советского Союза.

Президент принял единоличное решение?

Бывший вице-спикер армянского парламента Карапет Рубинян в интервью DW назвал заявление президента Армении о вступлении страны в Таможенный союз "позорным". Этот судьбоносный, по его словам, вопрос в стране практически не обсуждался, поэтому результаты визита Саргсяна в Москву стали для многих неожиданностью. Рубинян заявил, что президент не вправе принимать такие решения единолично. Он высказал предположение о давлении со стороны Кремля.

В конце ноября на саммите в Вильнюсе Армения вместе с Грузией, Молдавией и, возможно, Украиной должна подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. "Об истинных причинах такого резкого изменения официального внешнеполитического курса можно только догадываться", - сказал собеседник DW. Вступление в Таможенный союз, по мнению Рубиняна, может отбросить назад отношения Армении с ЕС и Западом в целом.

Под давлением Кремля

Политолог Сергей Минасян также считает, что курс на евразийскую интеграцию взят Ереваном "в результате мощного давления Москвы". Эксперт заявил DW: "Москва потерпела неудачу в продвижении своих интеграционных проектов на Украине и в Молдавии, что и сыграло свою роль в решении Кремля оказать давление на Армению". Минасян уверен, что это было сделано в качестве "показательного примера для других постсоветских стран".

По его прогнозам, членство в ТС для Еревана не будет экономически оправданным. Армения не граничит с остальными государствами Таможенного союза, и она не сможет быть таким же полноценным участником ТС, как Казахстан и Беларусь. Минасян опасается радикализации сторонников евроинтеграции Армении по отношению к России и к армянской власти.

Но намерение Армении вступить в ТС не означает отказа от сближения с Европейским Союзом. Более того, Минасян уверен, что Армения продолжит этот процесс. Политолог полагает, что в отличие от Москвы, практикующей меры экономического давления на партнеров, Брюссель таких карательных действий не предпримет, поскольку там понимают, какую важную роль играет Россия для безопасности Армении.

Реакция в Германии на заявление Саргсяна

Подтверждением тому может быть реакция в Германии. Представители немецких деловых кругов к перспективе присоединения Армении к Таможенному союзу отнеслись спокойно. Причина в том, что экономические связи между двумя странами находятся на очень скромном уровне. По данным Восточного комитета немецкой экономики, товарооборот между ФРГ и Арменией составил в первые шесть месяцев 2013 года всего чуть более ста миллионов евро. По сравнению с тем же периодом 2012 года объем армяно-германской торговли сократился на треть.

Для Евросоюза заявление Армении о желании присоединиться к ТС оказалось неожиданным. Еще накануне визита в Москву президента Саргсяна руководитель политического отдела представительства комиссии ЕС в Германии Марценна Гуц-Феттер (Marzenna Guz-Vetter) рассказывала на конференции в Берлине о намерении парафировать соглашение об ассоциации ЕС с Арменией на ноябрьском саммите в Вильнюсе.

Она не смогла ответить на вопрос, какими могут быть последствия неожиданной смены курса Еревана. Гуц-Феттер призналась DW, что новость об этом стала для нее полным сюрпризом, о котором она узнала из средств массовой информации.

Источник: Русская служба Deutsche Welle