Треть украинской розничной торговли обеспечивают рынки
Вопреки расхожему мнению, их основной клиент – средний класс, а вовсе не бедняки
Крепкие швы, новая ткань и модный крой – к качеству одежды Ирина Шептицкая, руководитель отдела продаж одной из киевских компаний, выставляет высокие требования. Но, как ни странно, в поисках чего-то новенького Ирина идет не в сетевые магазины или бутики, а на вещевой рынок. C утверждением о том, что там торгуют дешевым ширпотребом, она не согласна. "На базаре много качественных турецких вещей. Я покупаю только дорогие и хорошие", – говорит она.
Для небедных
В своих предпочтениях Ирина не одинока. По данным Госкомстата, в прошлом году оборот украинских рынков составил 75,8 млрд. грн. – около трети оборота всей розничной торговли.
Казалось бы, рынки, ставшие символом 90-х, должны были отойти в прошлое вслед за низкими доходами и тяжелыми временами. Но статистика свидетельствует, что этого не случилось. Если в 1995 году базаров в Украине было чуть больше 1200, то уже через 10 лет эта цифра перевалила за 2800. Рынки стали весьма эффективным рычагом удовлетворения постоянно растущего спроса и нашли своего клиента. Причем этот клиент – представитель среднего класса, а мнение о том, что рынки удел бедных, – не более чем стереотип, уверяют торговцы.
Вадим Земляков, вот уже 10 лет торгующий кожаными куртками и дубленками на харьковском рынке "Барабашово" уверяет, что еще 3–4 года назад замечал на "Барабашке" даже богатых людей. "У меня очень много друзей – владельцев фирм, заводов и пароходов. В свое время они все у меня покупали кожу", – рассказывает он. Правда, сейчас толстосумы все реже показываются на рынке. "Они идут в хороший магазин, там их обступают длинноногие красавицы, "кофеем поят". А на "Барабашово" они уже не хотят идти", – смеется Вадим.
Но если "Барабашка" и стал менее популярен среди сильных мира сего, то о столичном Бессарабском продуктовом рынке такого точно не скажешь. Здесь иногда можно увидеть даже президента Ющенко.
Базар-магазин
Завсегдатаи базаров объясняют популярность рынков прежде всего низкими ценами. Это мнение разделяет и переводчик Юлия Спивак. Недавно она сыграла свадьбу, а подвенечное платье купила на рынке. "Я неплохо умею шить и прекрасно вижу, что в свадебных салонах Киева используются те же лекала, что и на рынке. Просто в салоне все вдвое дороже", – говорит она.
Неимоверные наценки объясняются просто. Хозяин магазина в столичном торговом центре вынужден выкладывать $200 в месяц за аренду 1 кв. м площади. В то же время аренда нового павильона для торговли промтоварами на Владимирском рынке обойдется продавцу всего в 250–300 грн. за кв. м. А аренда павильона площадью 40 кв. м на "Барабашово" потянет на 3500 грн. в месяц, причем в эту сумму входит и плата за охрану. Правда, по неофициальной информации, за право аренды нужно заплатить одноразовый взнос – $50 тыс.
Еще один расхожий аргумент в пользу рынков: в магазинах торгуют тем же самым, но дороже. Конечно, это далеко не всегда так, но подобное мнение не лишено оснований. Ведь рынки часто становятся источником товаров для оптовых покупателей, причем как для торговцев продуктами питания, так и для магазинов одежды.
– Я очень часто вижу машины с логотипами известных ресторанов, – рассказывает Фокусу директор столичного Владимирского рынка Лариса Ярошевич. – Нередко можно видеть, как приезжает молодой человек со списком, отдает его одному из наших торгующих, идет пить кофе, а ему в это время пакуют кульки. Это не частный заказчик: это предприятие, чья-то домашняя кухня или ресторан.
Отношения магазинщиков с рыночными торговцами основываются исключительно на личном контакте, уверяет Вадим Земляков.
– Ко мне приходят оптовики и предлагают продать им 20 курток. Мы торгуемся и в итоге сговариваемся на $250, – рассказывает он. – Я в этом случае заработаю по $20 на штуке, но зато не буду ломать себе голову по поводу реализации.
В свое время, как и любой успешный торговец, он столкнулся с вопросом расширения бизнеса. Но брать в аренду дополнительные 2-3 павильона не стал, просто начал привозить больше изделий и пристраивать их в магазины. В число клиентов вошли соседи по рынку. А вот коллеги Вадима работают с центральными магазинами и торговыми центрами Харькова.
– Они с удовольствием берут дубленки и куртки и продают их по полторы-две тысячи долларов. Это приносит им еще 150-200 долларов с каждой единицы товара, – говорит Вадим.
Купцы 90-х
Впрочем, многие сегодняшние владельцы магазинов свою карьеру начинали именно с торговли на рынке. Один из них – Константин Климашенко, основной совладелец группы компаний "Книжный супермаркет", включающий около 30 магазинов. Книготорговлей он занялся еще в конце 80-х, когда не было не то что книжных супермаркетов, но даже книжного рынка "Петровка".
Торговали вместе с партнером сначала в киевском кинотеатре им. Довженко, потом в метро. За книгами ездили в Минск, Ленинград и Москву. "Я с содроганием вспоминаю, как мы с товарищем за полчаса загружали книгами под завязку купе поезда", – смеется Константин. "Петровку" киевские книготорговцы строили своими силами. Климашенко вспоминает, как лично давал средства на укладку асфальта. На рынке он работал как оптовик, спрос был высочайший, и один КамАЗ книг расходился за неделю.
Бурные 90-е вспоминает и Вадим Земляков. "Мы ехали наобум. Через таможню проходили кто как. Дал таможеннику 10 долларов – и вперед", – с ностальгией рассказывает он. Сумка, где помещалось 5–6 дубленок, тянула на $1–1,5 тыс. Одну можно было провезти безболезненно, но если кто-то решался брать больше, его на таможне прижучивали.
И хотя воспоминания у бизнесменов словно написаны под копирку, в вопросе будущего рынков они кардинально расходятся. Константин Климашенко уверен, что будущее – за крупными книжными магазинами, а рынку осталось жить недолго. Вадим Земляков придерживается иного мнения, поэтому не спешит покидать "Барабашку". Он продолжает ездить в Турцию, правда, уже не каждую неделю, как раньше, а два раза в год – посмотреть, что могут предложить его партнеры к новому сезону.
Рыночная экономика
В защиту рынков Вадим Земляков приводит весомый аргумент: все торговцы "Барабашово" выдают своим покупателям чеки. Это тенденция последних лет. Сейчас на рынках действительно уже не встретишь того криминала, который царил там в середине 90-х. "Мы искоренили кражи из багажников. Теперь даже редко когда в милицию обращаемся. У нас своей штат охраны – 100 человек", говорит Анатолий Куркин, директор-распорядитель авторынка "Лоск".
Но власти большинства городов все равно недовольны. Например, после проведения проверок на Житнем рынке столицы в киевской мэрии заявили, что из-за деятельности предприятия городской бюджет недополучил более 1 млн. грн. Директора рынка сняли с должности и завели против него уголовное дело. Возмущаются и в Одесской облгосадминистрации. Вице-губернатор города Максим Степанов жаловался, что местный рынок "7-й километр" платит в городской бюджет до смешного мало.
Да и говорить, что агрессивная борьба за право собственности на рынки ушла в прошлое, рано. Достаточно вспомнить днепропетровскую "Озерку", борьба за которую унесла не одну жизнь. А концерн "АВЭК и Ко", основного собственника "Барабашки", не раз обвиняли в самовольном захвате городских земель и нарушении всех возможных норм безопасности.
Своеобразно решить свои рыночные проблемы решили власти Москвы. Полтора года назад они попросту постановили закрыть все вещевые рынки, расположенные на территории города. Но в Украине рубить с плеча пока никто не собирается. Ведь несмотря на проблемы, рынки могут приносить неплохие деньги. Например, столичный Владимирский рынок ежемесячно направляет в бюджет города от 600 до 800 тыс. грн.
Однако в ближайшее время рынкам придется несладко. Они тоже станут заложниками экономического кризиса. Ведь падение покупательской способности населения приведет к снижению спроса, особенно на промышленные товары. Вадим Земляков уже ощутил это на себе. "По сравнению с прошлым годом, наши продажи упали в 2–3 раза. Кожаная куртка не является предметом первой необходимости", – вздыхает он.
Рыночные жанры
В воплощении шести знаменитых базарных площадей
Продуктовый Киев. «Бессарабка» Самый дорогой продуктовый рынок страны – Бессарабский – расположен на одноимённой площади в самом центре Киева. Здесь отовариваются иностранцы, живущие неподалёку нардепы и просто обеспеченные люди. У одной здешней торговки президент Ющенко покупает травы. Ещё в XIX веке на площадь съезжались торговать вином и фруктами крестьяне из Бессарабии – отсюда и название. В 1912 г. выстроили здание (кстати, весьма интересное, сочетающее модерн и конструктивизм), и «Бессарабка» стала первым крытым рынком Украины. Сейчас с наружной стороны рынка расположены магазины и кафе, а под круглым сводом внутреннего зала – около 600 торговых мест. Работающий круглосуточно Бессарабский рынок является коммунальным предприятием и непосредственно подчиняется Киевской городской государственной администрации. В декабре 2006 г. здесь возник конфликт: киевский мэр Леонид Черновецкий отстранил тогдашнего директора рынка Анатолия Плахотюка от должности, мотивируя это тем, что у рынка плохие финансово-хозяйственные показатели. «Ничего удивительного, – говорят торговцы «Бессарабки». – Каждый новый мэр ставит на рынок своего человека». |
Книжный Киев. «Петровка» Книжный рынок «Петровка», расположенный у одноимённой станции метро, официально открылся 1 марта 1997 года. До этого здесь была «балка», как называли стихийные «тематические» базары – книжные, радио-, музыкальные. За 11 лет официального существования «Петровка» стала крупнейшим в Украине книжным рынком. Торгуют здесь не только книгами. Помимо огромного выбора художественной и специальной литературы, на «Петровке» представлен широкий ассортимент аудио- и видеопродукции, а также программного обеспечения и канцелярских товаров. Киевский книжный рынок постоянно прирастает новыми территориями, сейчас его площадь – 17,5 тыс. кв. м, количество торговых мест – 2000. |
Радио Донецк. «Мотодром» После распада СССР мотоспорт свернулся, и на донецком мотодроме на проспекте Павших Коммунаров стали торговать вещами. В те годы даже московские «Лужники» превратились в огромную барахолку. Но в конце 90-х торговля на Павших Коммунаров стала угасать, и компания с патриотическим названием «Вітчизна», арендовавшая к тому времени территорию мотодрома, начала искать ей новое применение. В начале 2000 г. как раз закрылся донецкий радиорынок «Шахтёр», и «Вітчизна» предложила «шахтёрским» предпринимателям свою площадь. Радиорынок «Мотодром» открылся в апреле 2000 года. Сейчас его территория занимает 3670 м², на которых около трёхсот торговых мест. Спортивное наследство – удобные подъездные пути, большая автостоянка и открытое небо. Впрочем, сейчас весь ассортимент – от радиодеталей и телефонов до спутниковых антенн и инфракрасных обогревателей – продаётся в крытых павильонах. |
Вещевой Харьков. «Барабашка» Когда-то станция метро им. академика Барабашова была самой малолюдной в городе: у одного выхода – круг автобусов и троллейбусов, идущих в спальный жилмассив, у другого – частный сектор. Дальше – болота, плавно переходящие в речушку Харьков. Десять лет назад концерн «АВЭК» при поддержке тогдашнего мэра Евгения Кушнарёва начал создавать здесь вещевой рынок. Поначалу были скандалы: власть вытесняла торговцев вещами с их насиженного места, Благовещенского базара. Администрация нового рынка расширяла «Барабашово» не только за счёт осушения болот: жителям частного сектора настойчиво предлагали переселиться, и многие были недовольны. Впрочем, компенсации позволяли купить неплохую двухкомнатную квартиру. Сейчас Барабашовский вещевой рынок – крупнейший в восточной Украине, покупатели съезжаются сюда для оптовых и розничных закупок со всей страны и из ближнего зарубежья. Торговля идёт на площади в 120 футбольных полей. Руководство «АВЭК» обещает, что через пять лет рынок превратится в торговый центр, соответствующий евростандартам, а лотки и контейнеры под открытым небом исчезнут совсем. Впрочем, сейчас у концерна некоторые проблемы: власти Харькова заявляют, что развитие рынка ставит под угрозу существование проходящей под ним ветки метрополитена. В апреле на «Барабашке» случился пожар, сгорело как минимум шесть магазинов рынка. |
Автомобильный Луцк. «Автопарк» В начале 90-х прошлого века многие, пытаясь подзаработать, покупали подержанные машины в Польше или Германии и гнали их в Украину. А на польских, да и на наших дорогах тогда бесчинствовали рэкетиры. И только в Луцке перегонщики, чьим спасением было постоянное движение и игнорирование любых мотивов остановиться, могли перевести дух. Именно тогда луцкий автобазар прогремел на всю Украину как Мекка покупки и продажи иномарок. Сейчас в Украине есть авторынки и покрупнее: например, киевский или одесский, но луцкий по-прежнему остаётся популярнейшим центром торговли бэушными автомобилями. Период первоначального накопления капитала давно прошёл, и сегодня Луцкий авторынок, которым владеет ЗАО «Автопарк», вполне респектабелен: тут можно взять машину в кредит, оформить страховку. Рынок расположен на городской окраине; он занимает семь гектаров. По торговым дням, четвергам и воскресеньям сюда съезжаются около 2 тыс. автовладельцев, продающих свои машины. Приблизительно столько же торгуют запчастями и автомобильными аксессуарами. |
Живой Киев. «Птичка» Киевский зоорынок, крупнейший в Украине, был открыт в 1951 г. Сейчас на территории всего в полгектара умещается до тысячи разновидностей пернатых, лающих, мяукающих, молчащих, плавающих и ползающих братьев наших меньших. Здесь всегда, и зимой, и летом, животными торговали под открытым небом. Но полтора месяца назад фирма «Куренёвский рынок», владеющая «Птичкой», построила новый павильон на сто пятьдесят торговых мест. Кроме живых существ, на рынке можно купить и жильё для них – аквариумы, клетки, будки, домики. По выходным, а это самые торговые дни, сюда приходят не только для того, чтобы кого-нибудь купить, но и просто так, на экскурсию. Некоторые приводят детей, как в зоопарк. |