Предложенная Азаровым консервация ГТС приведет к массовым сокращениям - Ъ

Заморозка мощностей украинской газотранспортной системы поможет Укртрансгазу сэкономить около 40 млн грн, в частности за счет сокращения персонала на 3 тыс. человек, пишет КоммерсантЪ-Украина.

Related video

Об этом изданию рассказал советник предправления ПАО Укртрансгаз Константин Бородин. По его данным, украинскую ГТС сейчас обслуживает 25 тыс. человек. Как рассказал Бородин, прежде всего могут быть заморожены мощности газопровода Союз и, возможно, часть мощностей газопровода Прогресс.

Напомним, что, премьер-министр Украины Николай Азаров в субботу заявил, что, если объем транзита газа из России в страны ЕС не увеличатся, то целесообразно поднять вопрос о замораживании части украинской ГТС.

Как отмечает Ъ, объем транзита по украинской "трубе" снижается уже последние несколько лет. Если в 2011 году через нее было прокачано 104,2 млрд куб. м, то в 2012 - же 84,2 млрд куб. м газа. В январе-августе 2013 года транзит природного газа по территории Украины в страны Европы и СНГ сократился на 3% - до 54,4 млрд куб. м.

Примечательно, что, согласно транзитному контракту от 19 января 2009 года, российский Газпром должен прокачивать через территорию Украины 110 млрд куб. м газа в год. Таким образом, по словам Бородина, за четыре года через украинскую ГТС было транспортировано на 125 млрд куб. м газа меньше, чем это обозначено в контракте. "Часть мощностей и прежде всего газопровод Союз, который предназначен для транспортировки среднеазиатского газа, сегодня стоят не полностью загруженными",- отметил Бородин. Стоит, однако, подчеркнуть, что в случае отсутствия транзита российский партнер не несет каких-либо санкций.

По мнению представителя Укртрансгаза, в будущем мощности могут быть разморожены и поставки газа по ГТС возобновятся. Бородин считает, что снижение объемов транзита связано именно с тем, что сегодня потребление газа в Европе падает на фоне промышленного кризиса и роста цен на газ в мире в связи с увеличением спроса на топливо в Японии. "Как только появится спрос на газ на европейском рынке и его импорт вырастет, мы расконсервируем газопроводы",- утверждают в Укртрансгазе.

Тем не менее, не все эксперты разделяют такой взгляд на ситуацию. Так, аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров считает, что главной причиной снижения транзита стал запуск газопровода Nord Stream, который уже прокачал 20 млрд куб. м газа, проходившего ранее через Украину. "Увеличение спроса на газ в Европе в будущем действительно прогнозируется, однако оно будет восполняться за счет других направлений - третьей нитки Nord Stream, South Stream, Ямал-Европа-2, строительства LNG-терминалов", - уверен Нестеров. Он считает, что украинскую ГТС можна загрузить через создание газотранспортного консорциума с одновременным получением от Газпрома гарантий транзита по принципу "качай или плати".

По мнению главы правления альянса Новая энергия Украины Валерия Боровика, еще одним способом восстановления загрузки украинской ГТС является создание в Украине газового хаба, аналогичного австрийскому Baumgarten. "У Укртрансгаза есть серьезное преимущество - треть европейских мощностей по хранению газа находятся в распоряжении компании. Если принять согласованное с Евросоюзом законодательство и технические регламенты, касающееся хранения газа, то в стране вполне можно создать крупнейший в Европе хаб и биржу газа",- отмечает он. Боровик прогнозирует, что это позволит восстановить объем транзита в будущем как минимум до 100-110 млрд куб. м газа в год.

Напомним, что украинские власти сейчас активно заинтересовались последней идеей. В частности, в правительстве уже заявляли о намерении вдвое увеличить мощности хранилищ газ. "Украина нацелена на то, чтобы с учетом ее геополитического положения построить абсолютно либеральный хаб, который позволит осуществлять спотовые приобретения в центральной части Европы", - отметил по итогам "крулого стола" 3 мая в Брюсселе министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий.

По материалам КоммерсантЪ-Украина