Привить хорошие манеры. Маркетолог сделала бизнес на пошиве классических мужских костюмов

Маркетолог Катерина Возианова прививает украинским мужчинам английские манеры, создав бизнес на индивидуальном пошиве классических костюмов

Катерина еще в юности решила, что хочет создавать бренды. Окончив Международный христианский университет по специальности "маркетинг", она работала в крупных компаниях. "Я не видела результатов своей работы, — делится 30-летняя киевлянка. — Когда имеешь дело с глобальным брендом, маркетинг сводится к узкому кругу обязанностей, а это не так интересно, как создавать бренд с нуля". И Возианова решилась на эксперимент.

Правда, ушла она на вольные хлеба не сразу: несколько месяцев Катерина работала со своим отцом, дизайнером Федором Возиановым. Сотрудничество с близким человеком складывалось непросто, и она решилась открыть собственное ателье, рассудив, что лучше ошибаться, но все же идти своим путем. И если Возианов создает переменчивую моду для женщин, то Катерина решила, что ее ателье будет специализироваться на постоянной мужской классике. "В женской моде конкурентным преимуществом является дизайн, в классической мужской — крой, — объясняет предпринимательница. — Но я не дизайнер. Это значит, что мне нужно было бы его нанять и продвигать". Кроме того, конкуренция среди ателье, специализирующихся на женской одежде, огромна. Ниша мужской классической одежды, напротив, была практически пустой. В отсутствие конкурентов создать успешный бренд гораздо проще.

Ателье открылось четыре года назад, в разгар кризиса. Тогда пошивом костюмов занимался один мастер, сегодня в штате мастерской работают двадцать человек. Рентабельность этого бизнеса владелица ателье оценивает в 50%.

Без пафоса
Стартовал проект бюджетно: на покупку оборудования, цены на которое снизились в кризис, было потрачено $6000. Ателье открылось в одном из спальных районов Киева. Под мастерскую Катерина арендовала квартиру, самостоятельно сделала в ней ремонт. Название придумала простое — Indposhiv. "Я против всего "фейкового". Настоящее всегда зарекомендует себя лучше, чем кричащее. Должно преобладать содержание, а не внешний эффект", — объясняет Возианова. Когда она "тестила" название на друзьях и знакомых, многие говорили об ассоциациях с советскими временами. Но Катерина считает, что оно отсеивает клиентов, для которых главное — громкое имя.

Для того чтобы достичь высокого качества, недостаточно купить дорогие ткани, нужно найти хороших мастеров — портных и закройщиков. Предпринимательница признается: это задача не из простых. У специалистов старой закалки есть опыт и знание технологии. Но, как правило, они не стремятся к качеству и не хотят работать на результат. Что касается новой генерации, то у молодых специалистов маловато опыта, и нужно потратить время и силы на его приобретение. Первого мастера своего ателье Катерина "отобрала" у отца. "Мы договорились, что полюбовно расходимся, но я забираю парня, который умеет и шить, и кроить", — рассказывает она.

Не все шло гладко. Иногда в ателье за месяц не заходил ни один клиент. А порой клиентов хватало, зато мастеров не было. За первый год было пошито почти 50 костюмов. Первыми обновившими свой гардероб в Indposhiv были знакомые Возиановой. Основные клиенты пришли позже — из интернета, благодаря контекстной рекламе.

В лучших традициях
Воспользоваться услугами ателье могут люди небедные. Хотя Катерине не нравится делить аудиторию по достатку: иногда приходят молодые люди, которые вынуждены откладывать деньги, чтобы заказать костюм. Им необходимо инвестировать в свой имидж. "Я бы охарактеризовала клиента так: люди, которые нуждаются в хорошем костюме для работы, или те, кто привык к индивидуальному сервису", — рассказывает Возианова. Одежда Indposhiv, говорит основатель марки, соответствует стандартам британской гильдии портных Savile Row Bespoke Association, одной из самых авторитетных портновских ассоциаций в мире. Костюм на 80% выполнен вручную. Кроме менеджера, над костюмом работают закройщик, мастера по пиджаку, по брюкам, мастер, вышивающий петли, инициалы клиента, логотип ателье. Клиент общается с менеджером и закройщиком. Последний снимает мерки, строит индивидуальные лекала. Пошив предусматривает две полноценные примерки, после третьей костюм можно забирать. Процесс создания и изготовления костюма занимает около месяца, стоимость — 13 тыс. грн.

Для тех, кто не может себе позволить такой костюм, ателье предложит вариант вдвое дешевле — made to measure — костюм, скроенный по индивидуальным меркам, но пошитый на фабрике.

В образовательных целях Катерина время от времени посещает итальянские мастерские по пошиву классической мужской одежды. Регулярно бывают на всевозможных мастер-классах портные и закройщики ателье. Отсутствие специальных знаний в портняжном деле — самая большая трудность, с которой столкнулась Возианова. Поэтому она стремится восполнить этот пробел.

Мужская территория
Катерина утверждает, что в ателье часто обращаются женщины с просьбой пошить костюм по типу мужского. "Не хотим работать с женщинами, с мужчинами проще. Они, конечно, тоже бывают капризны, но, как правило, знают, чего хотят", — откровенничает владелица ателье.

В месяц Indposhiv выпускает полтора десятка костюмов, столько же рубашек, брюк и аксессуаров. Месячный оборот компании, по словам ее владелицы, 150 тыс. грн. Рентабельность бизнеса Возианова оценивает в 50%, без необходимости инвестировать в производство. Если изначально у мастерской не было конкурентов, то теперь, по словам Катерины, появляются ателье по пошиву мужской одежды класса люкс. "Но рынок все равно не заполнен, поэтому я не боюсь конкуренции", — говорит она.

По словам председателя правления торгового дома "Воронин – Украина" Сергея Павленко, популярность мужской классической одежды растет. Покупатели готовы заплатить больше, но получить качественный костюм. Торговый дом предлагает три классические линии деловых костюмов разной ценовой категории, а также сопутствующую продукцию — от белья до курток.

С тем, что классическая мужская одежда становится действительно популярной, согласна и Возианова. За это она благодарит в первую очередь западный кинематограф. В дальнейших планах владелицы ателье — популяризировать индивидуальный пошив и развивать свой бизнес.

Стильная роскошь
Самые дорогие в мире мужские костюмы

Производитель — Stuart Hughes и Richard Jewels
Цена — $943 000
В состав ткани, из которой пошит костюм, входят шерсть, шелк и кашемир. В качестве отделки на лацканах, выточках и клапанах карманов использовано 480 бриллиантов. Каждый камень достигает 0,5 карата, а весь костюм расшит бриллиантами общей массой 240 карат.

Производитель — Alexander Amosu
Цена — $110 000
Для создания этого костюма дизайнер Александр Амосу использовал ту же ткань, что и его коллеги из Brioni. На пошив двойки ушло в общей сложности около 80 часов, в течение которых все детали были соединены при помощи 5000 стежков, сделанных платиновыми и золотыми нитями. Пиджак от Alexander Amosu застегивается на 9 пуговиц из 18-каратного золота с бриллиантами.

Производитель — Brioni
Цена — $43 000
Самый востребованный в мире бренд, специализирующийся на индивидуальном пошиве одежды. В 2009 году был создан костюм-двойка Brioni Vanquish II. Цена обусловлена специально разработанной для этого костюма тканью, включающей волокна кашемира и шерсть викуньи.

Ирина Гамалий, Фокус