Что потерял украинский бизнес из-за срыва евроинтеграции

Что потеряет каждый украинский бизнесмен из-за срыва подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, выяснил Фокус

Related video

Директор киевской компании Innoware Дмитрий Попинако каждый вечер ходит на столичный евромайдан, и не только ради романтических идеалов. В его компании 45 сотрудников, которые консультируют бизнесменов о внедрении информационных систем, повышающих эффективность работы. Половина клиентов Innoware — представители международного бизнеса. По словам директора компании, работать с "завоеванными" в Украине клиентами можно было бы и в других странах, и прежде всего в государствах Евросоюза. Но для того чтобы работать в ЕС, каждому сотруднику необходимо получить специальное разрешение на работу. Проекты компании длятся от 6 до 9 месяцев и, подпиши Украина соглашение об ассоциации, ездить в командировки можно было бы без таких разрешений.

Но власть сделала внешнеполитический кульбит, не оставив многим бизнесменам в Украине другого выбора, кроме участия в протестных митингах. Разрешения на работу в ЕС — один из нескольких потенциальных бонусов от подписания соглашения для малого и среднего украинского бизнеса. Фокус выбрал пять самых очевидных из них.

Еще один бонус — упрощение стандартизации и сертификации. Украинские предприятия до сих пор работают по старой советской системе стандартов качества, которые морально устарели. Ресторатор Дмитрий Борисов приводит пример: до сих пор по украинским стандартам 70% помещения ресторана должна занимать кухня и лишь 30% — посадочные места. За несоответствие принятым стандартам чиновник может оштрафовать предприятие.

Международная финансовая корпорация провела исследование, благодаря которому выяснила, что еще пять лет назад каждое украинское предприятие, чтобы получить все необходимые сертификаты, тратило в среднем $3000 в год, если работало в секторе общественного питания, и $7800 — если занималось производством товаров. В итоге тот же товар часто было дешевле привезти из Китая, чем произвести в нашей стране.

Подписав соглашение об ассоциации, Украина взяла бы на себя обязательство контролировать лишь безвредность продукции и дать свободу производителям в остальном, а безопасную продукцию не сертифицировать вообще. Это сократило бы общение бизнеса с госчиновниками, уменьшило число разрешительных документов и в итоге снизило бы себестоимость украинских товаров, повысив их конкурентоспособность на внутреннем рынке.

"Безопасность" — ключевое слово, когда дело касается европейских стандартов. В Украине ее контролируют несколько госорганов: Госинспекция по защите прав потребителей, Укрметртестстандарт, Санитарно-эпидемиологическая служба, Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба и так далее. Однако, несмотря на множество проверяющих, общее качество контроля хромает. У всех этих органов разные требования, но часто они проверяют одни и те же сегменты производства товаров или услуг и оставляют без внимания другие. К примеру, владелец ресторана должен утверждать в СЭС меню ресторана, говорит Борисов. Помогает ли это улучшить качество приготовления пищи? Вряд ли, зато систему работы общепита значительно усложняет. "В утвержденном (санэпидслужбой. — Фокус) перечне нет современных ингредиентов и технологий", — отмечает ресторатор.

Формально все законы, необходимые для изменения системы обеспечения безопасности производства товаров и услуг, в Украине уже приняты, но из-за саботажа чиновников фактически не работают. Соглашение об ассоциации требовало, чтобы принятые технические регламенты в Украине заработали в течение трех лет, а государственные институты перешли на новую систему работы уже через год, говорит Качка.

Каждый третий украинец за последний год хотя бы раз давал взятку, свидетельствует июльское исследование "Барометр мировой коррупции", составляемое международной организацией Transparency International. Коррупцию называют едва ли не главным бичом Украины. "Деньги, уходящие на коррупцию, могли бы идти на модернизацию производства", — считает Наталья Лимонова, директор мебельной компании "Снайт". Получение разрешений на начало производственной деятельности, на подключение к электросетям и так далее связано с непреодолимыми сложностями, которые можно разрешить только за материальное вознаграждение, резюмирует она.

"Прямых методов влияния на коррупцию в соглашении об ассоциации нет, но косвенных предостаточно", — говорит президент "Transparency International Украина" Алексей Хмара. Соглашение обязало бы Киев наладить эффективный контроль за коррупционерами, улучшить качество госуправления и контролировать конфликт интересов, то есть ситуации, когда политики путают свой и государственный карман, а работа чиновника направлена на благо собственного бизнеса, а не общества.

Чтобы добиться этого, европейцы настаивали на создании в Украине независимого антикоррупционного бюро, а также на максимальной прозрачности работы правительства. Это позволило бы контролировать, сколько средств, на какие цели и почему оно тратит, интересы каких конкретных компаний защищает. "Отказ от соглашения означает, что Украина фактически отказалась контролировать конфликт интересов и добиваться прозрачности правительства", — считает Хмара.

Многие украинские производители опасались, что после подписания соглашения украинский рынок заполонили бы дешевые европейские товары. Это не так, утверждает Тарас Качка. "В случае подписания соглашения импортные ставки для европейских товаров снизились бы на 1–1,5 процентных пункта в год, в то время как для большинства товаров украинского экспорта сразу опустились бы до нуля", — говорит он.

Одна из причин того, что сейчас большая часть импортных товаров в Украине намного дороже, чем в любом магазине ЕС, — особенности оформления импорта на украинской таможне. Размер пошлины на товар зависит от его классификации. Чтобы увеличить сборы, сотрудники таможни могут заявить, что цена на импортный товар занижена, изменить его категорию и, соответственно, уплачиваемую пошлину. А это приведет к возрастанию розничной цены. Вице-президент Украинской ассоциации мебельщиков Сергей Верминский говорит, что в его отрасли так происходит с 40–50% всего товара, ввозимого в Украину.

Напрямую соглашением это, конечно же, не было предусмотрено. Но его подписание могло бы значительно улучшить эффективность расходования государственных средств в Украине. К примеру, миллиарды бюджетных гривен, утекающих сегодня в неизвестном направлении, могли быть потрачены на повышение зарплат бюджетников. Одно из неэффективных направлений государственных расходов — госзакупки. В 2012 году госорганы, госкомпании и коммунальные предприятия Украины подписали договоры на закупку товаров и услуг на сумму 428 млрд грн. Алексей Хмара считает, что не меньше 30% этих средств уходит на "откаты". То есть в прошлом году за покупку работ и услуг государство переплатило 128,4 млрд грн., а это больше, чем весь зарплатный фонд бюджетников и госслужащих в Украине за тот же период (114,2 млрд грн., по данным Государственного казначейства).

В прошлом в Украине уже пытались навести порядок в этой сфере, и в июне 2010 года парламент принял закон о государственных закупках. "До принятия закона информация о закупках была лишь отрывочной, закон же сделал процесс публичным, а значит, хоть сколько-нибудь контролируемым", — говорит эксперт по вопросам госзакупок Центра политических студий и аналитики Андрей Марусов. Закон позволил узнать, к примеру, о том, что Государственное управление делами покупает малину по 600 грн. за кг и осетровую икру по 10 200 грн. за кг, а Черноморнефтегаз приобретает вагончики для жилья по цене московских квартир. Но депутаты вывели из-под действия закона большинство отраслей.

Если бы президент подписал соглашение об ассоциации, то взял бы на себя обязательство вернуться к прозрачным практикам госзакупок, создать орган, который мог бы оспаривать и отменять сделки с признаками коррупции, и привести украинское законодательство в этой сфере к нормам ЕС.

Дарина Марчак, Фокус