Растаявшие деньги
Зимние курорты, продавцы теплой одежды и аграрии подсчитывают убытки от аномально теплой зимы. Ведь купить страховку от нестандартной погоды в Украине невозможно
Необычно теплая зима согрела души далеко не всех украинцев. На теплом январском солнце растаяла львиная доля прибыли предпринимателей, чей бизнес напрямую зависит от морозов и снега. Убытки подсчитывают западноукраинские турбазы, магазины по продаже меховых шуб, сельхозпроизводители. Масштабы потерь впечатляют – порой речь идет о снижении планируемых доходов на 90%.
Дебет — кредит
Основной удар пришелся по карпатским горнолыжным курортам. Живописные склоны большую часть минувшей зимы провели без снега и, соответственно, без туристов. По предварительным оценкам, лыжные курорты недополучили около 65% доходов. Хуже всего пришлось мелким и средним бизнесменам, которым кроме снежного пейзажа за окном особо и предложить нечего. Чтобы не разориться в будущем, карпатским коммерсантам от туризма нужно расширять инфраструктуру, предлагать гостям новые развлечения и сервисы, которые компенсировали бы отсутствие снега.
Однако пока предложить широкий набор услуг отдыхающим могут только самые крупные игроки. Во всяком случае, только они имеют дорогостоящее оборудование для производства искусственного снега. Вероятно, поэтому администрациям крупнейших карпатских курортов зимние "сюрпризы" настроения не испортили. Во всяком случае, так утверждают они сами.
"Говорить о провале или трагедии нельзя. Это узкий отрезок времени, один неудачный год не играет большой роли", — сказал Фокусу менеджер отдела маркетинга курорта "Буковель" Владимир Юзюк. По его словам, "Буковель" диверсифицирует развлечения и позиционирует себя как курорт на все сезоны. К тому же менеджеры курорта не сомневаются, что следующая зима не будет аномальной. "Две бомбы в одну и ту же воронку не попадают", — верит Владимир Юзюк.
Не потерпели убытков и крупные туроператоры — они просто перенаправили поток украинских туристов туда, где снег все-таки выпал. "В начале года снега не было в Украине и Австрии, но в других странах Европы горнолыжные курорты были в полном порядке", — говорит директор по маркетингу и рекламе фирмы "САМ" Татьяна Шестопалова.
А вот продавцы зимней одежды и снаряжения, естественно, остались "в минусе". Менеджер по рекламе компании "Арготрейдинг" (сеть магазинов "Арго" — Фокус) Нина Саад считает, что теплая погода зимой нанесла ощутимые убытки продавцам шуб, дубленок и зимней обуви. "Некоторые магазины меховой одежды покупали рекламу на телевидении, а значит, дела у них шли не лучшим образом. Об этом свидетельствуют и скидки на такую одежду — до 80-90%", — отметила Саад в разговоре с Фокусом.
Не в восторге от теплой зимы и украинские аграрии. "Впервые за многие годы растения остались без зимнего покоя, на протяжении всей зимы они оставались в состоянии постоянной вегетации", — объяснила Фокусу эксперт консалтинговой компании "АПК-Информ" Виктория Олейник. Когда в конце зимы ударили морозы, этого было достаточно, чтобы уничтожить часть посевов. По оценкам отраслевых экспертов, особенно пострадали хозяйства, выращивающие наименее морозостойкие культуры — ячмень и рапс. Сельскохозяйственные компании, которые специализируются на более терпимой к холодам пшенице, почти не пострадали.
В целом агрохозяйствам придется повторно посеять 10-12% площадей, считает Олейник. Однако этим убытки не исчерпываются. Ведь из-за теплой погоды зимой выжило больше сорняков, болезнетворных микробов и вредителей. Борьба с ними потребует дополнительных затрат на химикаты, инсектициды и гербициды.
Что же до муниципального хозяйства, то для него теплая зима — благо. От морозов не лопаются водопроводные трубы, не случаются аварии в энергосетях из-за повышенного потребления энергии. Однако столичные власти утверждают, что ни о каких выгодах коммунальных предприятий говорить не приходится. "По итогам отопительного сезона мы обязательно пересчитываем затраты: либо возвращаем деньги потребителям, либо требуем доплатить. Последняя зима была мягкой, видимо, будем возвращать деньги", — сообщил Фокусу первый заместитель председателя Киевской городской госадминистрации Анатолий Голубченко. По его словам, перерасчет коснется только отопления, поскольку электроэнергия оплачивается по факту потребления. Сколько выиграют потребители, чиновник пока сказать не готов — цифры станут известны лишь в апреле-мае.
На страх и риск
Если в будущем теплая зима повторится — отечественным бизнесменам вновь придется принять ее как данность. "Страховаться от теплой зимы как от сезонного риска в Украине нельзя", — подчеркнул начальник управления по связям с общественностью страховой компании "АСКА" Дмитрий Канишевский. По его словам, для этого не хватает статистики, поскольку теплые зимы — явление нетипичное и отечественные страховщики с подобным никогда не сталкивались.
Украинские страховые компании лишь изредка страхуют сезонные риски аграриев. В частности, они могут предложить страховку от сильных морозов. Низкие температуры в зимний период нередко встречаются на практике, следовательно, понятны причины убытков. "Зимой 2005-2006 гг. аграрии страховали у нас урожай. Тогда морозы достигали 35 градусов, и мы выплатили чуть ли не вдвое больше, чем собрали денег. Тогда мы ощутили, что такое климатические риски", — посетовал г-н Канишевский.
Однако даже страхование от морозов — услуга не распространенная. Из-за дороговизны позволить ее себе могут только крупные хозяйства. Ведь, несмотря на плодородные почвы, большая часть территории Украины относится к зоне рискованного земледелия. И страховка урожая может обойтись в 20% его стоимости.
Между тем страхование сезонных рисков — распространенная в мире практика. На Западе колебания температур уже давно стали бизнесом. Чикагская торговая биржа начала проводить торги фьючерсами на погоду еще в 1998 г. Если потребитель топлива считает, что погода будет холоднее, чем оценивает рынок, то, чтобы обезопасить себя, он может приобрести фьючерс. При понижении температуры относительно зафиксированной в контракте, он выигрывает деньги. Однако, если понижения не произойдет, потребитель своих денег лишится.
Парадоксально, но со временем теплая зима может стать для Украины нормой. В украинском Гидрометцентре утверждают, что зимы год от года будут становиться теплее. "За последние 20 лет средняя температура зимних месяцев выросла на 2-2,5 градуса", — сказала Фокусу начальник отдела агрометеорологии Украинского гидрометеорологического центра Татьяна Адаменко.
Но даже если новогодние морозы уйдут в историю, коммерсанты все равно не смогут застраховаться от убытков. Ведь если зимнее тепло станет нормой — тогда и страховать от него не будет смысла, говорят в страховых компаниях. В этом случае "зимним" предпринимателям придется всерьез задуматься о смене направления своего бизнеса.