Почему 2014-й станет для Украины годом проваленных реформ

Попытка реформировать украинскую экономику провалилась. Выполнение президентской программы экономических преобразований на 2010–2014 годы де-факто остановлено в 2013-м

Related video

Несмотря на реформаторскую риторику чиновников, особых перемен 2014 год также не предвещает.

Качественных изменений в системе ЖКХ так и не произошло, численность гос-
аппарата по-прежнему зашкаливает, инвестиционный климат ухудшается. Единственное, пожалуй, чего удалось добиться Кабмину, так это небольшой либерализации предпринимательской деятельности. В частности, еще два года назад планировалось вывести Украину в рейтинге Всемирного банка по критерию удобства ведения бизнеса на 102-е место. Эта планка оказалась недостижимой: сегодня страна занимает 112-ю позицию — между Ливаном и Папуа — Новой Гвинеей. И все же это неплохой результат, учитывая, что за год страна преодолела сразу 28 ступеней за счет упрощения разрешительных процедур при строительстве и регистрации собственности.

Прощание с МВФ
Кредитные условия Фонда всегда предполагают наведение порядка в госфинансах и при необходимости — проведение реформ. На протяжении всего 2013 года Кабмин вел переговоры о получении кредита в размере $15 млрд. Но неудачно, так как одно из основных условий МВФ — повышение тарифов на энергоносители для всех категорий потребителей — украинская сторона выполнить отказалась. А поскольку отечественная бюджетная модель предполагает жизнь в режиме постоянного переодалживания, без кредита Фонда страна вплотную приблизилась к дефолту. Но в середине декабря президент Украины Виктор Янукович договорился со своим российским коллегой о 30-процентной скидке на газ и заимствовании тех же $15 млрд в рамках "братской помощи", то есть без каких-либо условий, связанных с реформами.

На следующий день премьер Украины Николай Азаров сообщил, что отныне отпала необходимость в повышении тарифов на коммунальные услуги. В остальном жизнь тоже наладилась. "В условиях мирового кризиса Украина едва ли не единственная европейская страна, которая продолжает политику повышения социальных стандартов, увеличения зарплат и пенсий",— резюмировал премьер. Между тем именно повышение тарифов и снижение социальных расходов, по мнению международных чиновников, и есть главное условие реформирования украинской экономики. Выходит, что Азаров, противясь реформам, защищает население, а МВФ ущемляет интересы простых украинцев. На самом деле это не так. У Фонда нет цели разорить народ, его представителям важно, чтобы финансы заемщика были прозрачны.

А нынешняя система тарифообразования непрозрачна, как и вся украинская экономика. Мутные схемы платежей используются по всей цепочке перемещения энергоносителей — от взаимоотношений "Нафтогаза" и Газпрома до расчетов граждан с бывшими ЖЭКами. Ключевой посредник между государством, "Нафтогазом" и населением — коммунальные компании-монополисты: облгазы, облэнерго, водоканалы. Государство субсидирует почти все операции, связанные с закупкой энергоносителей.

Такая модель расчетов губительна, поскольку коммунальщикам невыгодно вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры, ведь такая модернизация в будущем снизит их затраты. А чем ниже их затраты, тем меньше компенсаций они получат (напомним, компенсации — их главный бизнес). Несовершенство данной модели расчетов признают и сами чиновники. Председатель НКРКУ Валерий Саратов считает, что нынешний алгоритм формирования тарифов не предусматривает стимулов для снижения затрат компаниями-монополистами, поэтому расходы постоянно растут, а тарифы увеличиваются. В итоге жилищно-коммунальное хозяйство гниет в прямом смысле слова: число аварий постоянно увеличивается: на 100 км трубопроводов в Украине ежегодно происходит 260 аварий (в странах ЕС — около 50).

По оценке МВФ, субсидирование всех участников газовой цепочки составляет 5–6% ВВП (около 70 млрд грн. в год). Львиная доля этой суммы съедается коммунальными предприятиями, а не населением. Бизнес, основанный на компенсации затрат, — удел немногих украинских миллиардеров. Например, большинство облэнерго принадлежит Ринату Ахметову, а восемнадцать украинских облгазов контролируют компании Дмитрия Фирташа.

В конечном счете платят за все налогоплательщики: государство отбирает у своих граждан деньги в виде налогов, а затем возвращает в виде "низких тарифов". В схеме участвуют все: граждане получают хоть и некачественные услуги, но по относительно невысокой цене, крупный капитал зарабатывает на компенсациях, а Николай Азаров борется за народное благо, пытаясь увековечить эту гармонию. Таков своего рода общественный уклад, сложившийся в Украине за последние двадцать лет.

МВФ требовал сломать схему, не желая участвовать в субсидировании украинских олигархов и чиновников. На первом этапе пострадали бы все — тарифы для населения подскочили бы, а коммунальные предприятия лишились бы компенсаций. В преддверии выборов снизились бы рейтинги ответственных за реформу политиков. Но опасность "непопулярных реформ" миновала.

Несвободный бизнес
В рейтинге экономических свобод, который ежегодно составляет Фонд The Heritage Foundation, Украина в 2013 году заняла 161-е место из 177 возможных. По уровню предпринимательских свобод мы не дотянули даже до африканского королевства Лесото. Составители определяли место стран исходя из нескольких критериев: защиты прав собственности, уровня коррупции, вмешательства правительства в экономическую жизнь, свободы предпринимательства и так далее. Итог: мы живем в коррумпированной стране с невероятно скверным инвестиционным климатом и весьма примитивными представлениями о частной соб-
ственности.

Если считать, что основа капитализма— частная собственность, то в Украине нет капитализма. Непрозрачная собственность, неформальные правила игры, по которым вынужден работать отечественный бизнес, — основные факторы, отпугивающие иностранных инвесторов. Но это с одной стороны. С другой — это тоже часть стихийно сложившегося общественного уклада. Такое положение дел позволяет крупному бизнесу не пускать на отечественный рынок иностранных игроков. У власти же в этих обстоятельствах сохраняется возможность перераспределения собственности. Реформа в данном случае тоже выгодна не всем.

Основной недостаток украинской экономической модели в том, что она обречена. Жилищно-коммунальное хозяйство гниет, основные фонды отечественного производства изнашиваются, инвестиций почти нет. Полностью законсервировать такую систему нельзя. Но продлить ее существование можно. Именно на это, а не на модернизацию экономики будут потрачены $15 млрд. На второй день после того, как были приняты российско-украинские договоренности, правительство внесло правки в проект бюджета: в частности, резко увеличило расходы на соцобеспечение (на 9%), повышение минимальной зарплаты (на 8%). Но больше всего выросли расходы на содержание МВД — на 22%. Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин констатирует, что правительственный проект бюджета-2014 — это своего рода технический документ, который не содержит никаких новаций. Иными словами, деньги, как всегда, направлены на проедание, а не на реформы.

"Братская помощь" от России представляет собой двухлетний заем с возможностью досрочного погашения. Это значит, что без реформ страна может прожить в лучшем случае еще года два. Всего два года.

Дмитрий Фионик, Фокус