Игорь Шумило: В госбюджете заложена мина замедленного действия
Какими должны быть расходы госбюджета-2014, когда Украина возобновит сотрудничество с МВФ, почему олигархи молчат, а кризис и девальвация гривны неизбежны – об этом Фокусу рассказал бывший директор экономического блока НБУ Игорь Шумило
За минувшие четыре года украинское правительство приложило немало усилий, чтобы загнать экономику в тупик. К такому выводу приходит советник президента Киевской школы экономики и бывший директор генерального экономического департамента Национального банка Украины Игорь Шумило. Предотвратить кризис можно, возобновив сотрудничество с МВФ и отказавшись от непомерных социальных и военных госрасходов. Однако, судя по принятому госбюджету, это в планы Кабмина не входит.
Как вы как экономист оцениваете государственный бюджет-2014?
Расчет показателей госбюджета должен опираться не на плановые, а на реалистические оценки экономических и бюджетных показателей предыдущего года плюс реалистический прогноз экономических показателей текущего, 2014 года. Я имею в виду размер номинального ВВП, среднегодовой дефлятор, среднегодовую инфляцию и многое другое. Исходя из этих показателей, можно просчитать реальные доходы госбюджета на следующий год.
Бюджет-2014 не просто оптимистичен, как говорят многие, он нереален, основан на невзаимосвязанном наборе макроэкономических показателей. Объясню почему. В бюджете заложена инфляция на год (декабрь к декабрю) на уровне 8,3%. Тогда среднегодовая инфляция, которую правительство публично даже не оглашает, составит приблизительно 4%. Даже если исходить из явно завышенной правительственной оценки роста реального ВВП на уровне 3%, номинальный ВВП должен вырасти на 7%. Но в бюджете почему-то заложен рост номинального ВВП на 15%. При этом на основе данных Госказначейства за 2013 год можно легко посчитать, какой рост доходов правительство закладывает в госбюджет-2014 — он превысит 16%. При том росте ВВП, который предусматривает госбюджет-2014, такое увеличение доходов совершенно нереально.
Таким образом, власть собирается существенно увеличивать расходы, не имея на то обоснованных доходов. Причем все мы понимаем, что перед выборами от этих выплат никто не откажется. В госбюджете-2014 заложена мина замедленного действия. Она, наверное, не взорвется в этом году, но может взорваться в следующем.
Может ли Украина рассчитывать на помощь МВФ?
Маловероятно. Не потому, что МВФ не хочет сотрудничать с Украиной. А потому что украинская власть приняла такой госбюджет, который МВФ никогда не поддержит. Если Украина захочет в этом году сотрудничать с МВФ, то правительству придется переписать бюджет и утвердить изменения в парламенте. Что в текущей политической ситуации невозможно.
К сожалению, украинское общество не понимает, что на самом деле в последние годы власть не вела никаких переговоров с МВФ. Ни разу не было сказано о том, что есть главный предмет переговоров — проект Меморандума.
А что же было вместо него?
Разговоры. Которые ровным счетом ничего не значат. Проект Меморандума включает в себя предварительные мероприятия, которые стране необходимо провести перед тем, как Меморандум будет вынесен на рассмотрение совета директоров фонда. Важнейший этап переговоров с МВФ — согласование госбюджета. И тут есть принципиальные вопросы: качество бюджета, опора бюджета на реалистичные макроэкономические показатели, оздоровление НАК "Нафтогаз", размер заимствований Пенсионного фонда, размер госгарантий. Правительство несколько лет подряд вводило народ в заблуждение, утверждая, что ведет переговоры с МВФ. Ничего этого не было. И в ближайшей перспективе вряд ли возможно.
Таким образом, Украина оказалась финансово-экономическим заложником России?
Не думаю, что Виктор Янукович хочет быть губернатором Малороссии. Но логика развития событий и поведения власти толкает его в сторону России, которая на данный момент в любом случае находится в выигрышном положении. Как минимум, Россия получит возврат кредита и проценты по нему или крупные украинские государственные активы. Таким же образом, к примеру, Россия получила доступ к газовой системе Армении и Беларуси. В случае с Украиной я такого сценария развития событий не исключаю. Но основная задача российской так называемой помощи — держать украинскую власть на экономическом крючке.
В украинском правительстве есть люди, для которых российская система координат — это их сущность в силу внутренних убеждений. Они не видят себя даже в той системе координат, которую выстраивает Янукович. И не видят себя значимо в долгосрочной перспективе в украинском независимом государстве. Для них желаннее руководить российским протекторатом, извлекая из этого экономическую выгоду.
Кого вы имеете в виду?
Фамилии я бы называть не хотел. К сожалению, в украинском правительстве сторонниками российской системы авторитарной власти и ручного управления экономикой являются не только представители прокремлевских кругов.
На самом деле хотелось бы, чтобы все украинские политики помнили, какому давлению, осмеянию и оскорблению со стороны России подверглись высшие руководители нашей страны при попытке вести самостоятельную политику.
Сложившаяся в Украине политическая и экономическая ситуация может в любой момент обернуться против олигархов. Почему они практически не реагируют на происходящее?
Естественно, они побаиваются нынешнюю власть. Но с другой стороны, эта же власть предоставляет им огромные возможности для обогащения. Олигархи понимают, что сейчас значительная часть государственных средств используется не их группами. Но, тем не менее, и они не остаются внакладе. Если мы посмотрим на приватизацию, то увидим, кому конкретно она выгодна.
Когда регионалы пришли к власти в 2010 году, Борис Колесников сказал важные слова: "Мы будем работать на увеличение капитализации страны". Потому что капитализация страны означает увеличение капитализации активов бизнеса. Но сделала ли власть хоть что-то для этого? Или все свелось к увеличению собственной капитализации? Если бы крупный олигархический капитал на самом деле хотел увеличения капитализации страны, то были бы приняты западные стандарты, правила, процедуры ведения бизнеса, отменена система ручного управления экономикой. Всего этого не произошло. Сегодня в демократической, процветающей Украине заинтересованы в основном представители среднего класса. У олигархов же есть простейший экономический интерес и страх потерять накопленный капитал.
Регионалы не стали проводить реформы, заявленные в 2010 году, потому что и не собирались этого делать? Или просто потеряли ориентиры?
Карл Маркс часто говорил примерно такие слова. Покажите капиталу 3–4% прибыльности — и капитал приподнимет голову, 7% — расправит плечи, 10% — встанет, 50% — побежит. А 300% — нет преступления, на которое капитал бы не пошел.
К слову, программа президента содержала пусть и довольно размытый, но в целом правильный пакет реформ. Но дальше нужно было реализовать эту программу — убеждая общество, бизнес, ломая сопротивление бюрократического аппарата, отказываясь от использования государственной власти для собственного обогащения. А вот этого многие власти предержащие не хотели или не могли сделать. Причем нечеткость формулировок президентского плана им в этом серьезно помогла. Например, требовалось привести тарифы для населения к экономически обоснованному уровню. "Экономически обоснованный уровень" может означать все что угодно, это весьма дискуссионное понятие.
Что дальше будет с украинской экономикой?
С точки зрения экономических перспектив наша страна все еще не потеряна. Особенно с учетом того, что мировая экономика растет. По оценкам МВФ, на 3% в 2013 году и 3,7% в 2014 году. Несмотря на то, что Азаров с телеэкранов убеждал украинский народ в том, что мировой экономический кризис продолжается. Но чем дольше будет затягиваться решение внутренних проблем украинской экономики, тем сложнее и болезненнее будет их решение. Главную угрозу несет двойной дефицит — госбюджета и текущего счета платежного баланса. Причем оба показателя сейчас достигают огромных размеров и продолжают расти. Долго такое положение вещей сохраняться не может.
И на этом фоне Украину ожидают огромные выплаты по государственным долгам в иностранной валюте.
В одном только 2014 году — на сумму около $9,7 млрд. Не считая около $3 млрд за неоплаченный российский газ за 2013 год. Причем долги Украины короткие и достаточно дорогие. А мы сейчас замещаем их еще более короткими и более дорогими деньгами России. Это финансовая пирамида. Думаете, почему суверенные рейтинги Украины сейчас очень низкие? Потому что рейтинговые агентства видят: если в ближайшей перспективе в стране не произойдет кардинального изменения экономической политики, то мы будем вынуждены пережить кризис.
Каким он будет?
Я надеюсь, что его не будет. Потому что экономический кризис — это всегда обнищание народа, простых людей из-за падения производства, глубокой девальвации национальной валюты, высокой инфляции, снижения занятости. Поэтому не устану повторять: нужно немедленно менять экономическую политику и людей, которые за нее отвечают.
Как принимался бюджет-2014
10 апреля 2013 года
Миссия МВФ в очередной раз уехала из Украины ни с чем. Впрочем, заявления украинских чиновников о необходимости привлечения кредита МВФ звучали вплоть до декабря 2013-го.
1 сентября 2013 года
Международные резервы НБУ сократились с начала года на $3,5 млрд вследствие крупных выплат по внешним долгам Украины и оттока прямых инвестиций.
17 декабря 2013 года
По итогам переговоров с Виктором Януковичем президент России Владимир Путин сообщил, что готов выделить Украине кредит на сумму $15 млрд.
20 декабря 2013 года
Николай Азаров заявил в эфире "Интера", что у Украины нет необходимости привлекать кредит МВФ.
16 января 2014 года
Парламент принял один из самых провальных госбюджетов — с дефицитом более 4% ВВП.
Елена Шкарпова, Фокус