Министр экономики Шеремета: Готов действовать, как бульдозер
Победить коррупцию, дерегулировать экономику, повысить ВВП на душу населения минимум в два раза. Фантазии, далекие от реальности? Министр экономики Павло Шеремета так не считает. Две первые недели на посту — тому подтверждение
""Каждое утро я прохожу по Майдану, и для меня это напоминание о том, что деньги западных доноров должны быть использованы Украиной открыто и честно", — говорит Павло Шеремета, участвовавший уже в нескольких раундах переговоров с миссией МВФ, представителями Всемирного банка и ЕБРР. О Майдане один из самых цитируемых чиновников нового Кабмина упоминает практически во всех своих интервью.
Если это и самопиар, то лишь отчасти: Шеремету не раз видели на Майдане в ходе протестов и после. Планы нового министра настолько масштабны, что после разговора с ним Фокус попросил экспертов в сфере госзакупок и экономической политики (основных направлений деятельности Минэкономики) прокомментировать действия министра. Практически все его решения эксперты считают логичными и своевременными.
О привлечении западного финансирования
Павло Шеремета
Сегодня (11 марта. — Фокус) я в очередной раз встречался с представителями Всемирного банка и ЕБРР, говорили о финансировании Украины. Кстати, вчера ВБ принял решение предоставить нашей стране $3 млрд помощи — это в шесть раз больше, чем в прошлом году. Речь идет об инвестиционных проектах, поддержке госбюджета и содействии частному сектору через Международную финансовую корпорацию.
Самая большая проблема не в том, что нет денег. Они есть, их Украине дают. Проблема в разного рода бюрократии. Украинские чиновники могут месяцами решать, нужны нам деньги или нет, разрешить принятие этих денег или нет, и так далее.
Я готов действовать, как бульдозер, проталкивать эти решения, чтобы не было никаких проволочек. И в случае с ВБ считайте, что деньги уже на столе, нужно только их забрать. Главная задача — организовать процесс их правильного использования.
С МВФ немного сложнее. Сейчас мы говорим с фондом о макроэкономической стабилизации. Конечно, старый пакет требований МВФ не будет полностью скопирован в новую программу сотрудничества. Я думаю, фонд потребует неких других реформ. Хотя, конечно, повышение тарифов на газ и сокращение дефицита госбюджета в новой программе МВФ останутся.
О госзакупках
Павло Шеремета
Сейчас мы запускаем новую версию закона о госзакупках. Существующий закон доработали оперативно, хотя разные советчики рассказывали мне о том, что отдельные правки в него внести нельзя. А мы за минувшие выходные (8–9 марта. — Фокус) все вопросы поснимали. Почему? Да все очень просто: захотели.
С лета 2012-го закупки государственных и коммунальных предприятий были выведены из-под контроля общественности. Коррупция в этой сфере расцвела буйным цветом, это была одна из самых больших, миллиардных коррупционных дыр в тендерах за последние два-три года. Наши поправки к закону отменяют эту норму: госкомпании обязаны раскрывать данные о своих приобретениях.
Другое нововведение — запрет на участие в тендерах лиц, связанных с членами конкурсных комиссий, которые проводят закупки со стороны госструктур. Если единый госреестр юрлиц заработает в полную силу (пока в нем невозможен поиск по фамилии), эта норма также существенно уменьшит объемы коррупции в госзакупках.
О борьбе с коррупцией
Павло Шеремета
Я думаю, что коррупцию можно победить двумя способами. Первый — дерегуляция, ликвидация преград и барьеров, которые может использовать потенциальный коррупционер. Второй — давление общества не только на потенциально принимающую взятки сторону, но и на потенциально дающую. Сейчас появляется много инициатив в отраслевых ассоциациях по отказу от работы с коррупционерами. Даете взятки? До свидания — на выход из ассоциации.
Если все сделать правильно, детенизация экономики произойдет за полгода-год. Меньше физически не получится из-за масштабов работы. Но если времени пройдет больше — значит, меры правительства были неэффективны, и нужно все начинать заново.
Комментарий эксперта
Андрей Марусов
Нужен антикоррупционный закон. До сих пор не урегулирован конфликт интересов на госслужбе. Второй шаг — появление институций, ответственных за борьбу с коррупцией и ее предотвращением. Как вариант — создание национального агентства по расследованию фактов коррупции, максимально дистанцированного от любых госорганов. Но, конечно, без нормального регуляторного климата о борьбе с коррупцией можно забыть.
Можно ли победить коррупцию за год? Например, в ГАИ — вполне. Опыт Грузии тому свидетельство. Только давайте помнить о том, что у Михаила Саакашвили была колоссальная поддержка Запада.
Об экономической политике
Павло Шеремета
Создание наилучших условий для ведения бизнеса в Украине — это и есть экономическая политика страны.
Мы хотим стать развитым государством. Для этого нужно повысить ВВП на душу населения с нынешних $3,6 тыс. до $12,5–15 тыс. (это ВВП на душу населения Румынии или Турции. – Фокус). Думаю, если вывести экономику из тени, можно легко получить ВВП на душу населения на уровне $7,5 тыс., причем в ближайшие пару лет. Я не чистый либертарианец и считаю, что вмешательство государства в экономику должно быть, но минимально и точечно. Однако вмешиваться можно будет только после того, как мы снимем коррупционную составляющую в экономике.
О росте экономики в 2014 году
Павло Шеремета
Мы в Кабмине реалисты, а не иллюзионисты. И понимаем, что текущий год будет очень сложным. Судя по тому, как ведет себя экономика в первые два месяца года, у нас нет серьезных оснований для положительных прогнозов. Поэтому наши цели — минимизировать негатив в обществе: неконтролируемость страны, которая была неделю-две назад, ощущение небезопасности на улицах. Это главный приоритет.
Макроэкономические показатели на текущий год и, как следствие, бюджетная политика — это одни из ключевых вопросов в наших обсуждениях с МВФ. От роста экономики напрямую зависят доходная часть бюджета и его дефицит. Я убежден, что Маастрихтский критерий относительно дефицита бюджета (3% ВВП максимум. — Фокус) должны выполнять не только страны ЕС, но и Украина (текущий дефицит 4,3%. — Фокус).
Вероятность экономического роста в 2014 году теоретически есть, но она невелика. Во всяком случае, госбюджет будет пересматриваться с расчетом на то, что ВВП по итогам года уйдет в минус.
Комментарий эксперта
Дмитрий Боярчук
Украина — это страна перманентно нераскрытых возможностей. Все у нас вроде бы есть — люди, территории, ресурсы, знания. Но элементы советской системы, например, непомерно высокие и не всегда логичные расходы госбюджета на соцобеспечение, постоянно тянут страну вниз. Люди, причем далеко не всегда нуждающиеся, не хотят платить полную цену коммуналки, газа, хотят жить за счет государства. Это во многом ограничивает рост экономики.
В 2014-м украинская экономика с большой вероятностью будет падать. После девальвации и крайне нервной ситуации с Крымом инвестиций, скорее всего, не предвидится еще долго. Расходы госбюджета, естественно, будут урезаны, потребление станет сокращаться, равно как и объемы импорта. Пока неясна ситуация с экспортом, но даже его рост не спасет экономику от падения.
Что досталось Шеремете
Экономика Украины в плачевном состоянии. Дефицит ВВП по итогам 2013-го составил 4,3% валового внутреннего продукта, поступления в бюджет в январе – феврале 2014-го как минимум на 10% меньше плановых — уже сейчас понятно, что госбюджет-2014 не будет выполнен. Кроме того, по ВВП на душу населения страна занимает примерно 140-е место в мире, по легкости ведения бизнеса — 112-е, по простоте налоговой системы — 168-е. При этом мы лидируем по уровню коррупции — из 100 возможных баллов, означающих ее полное отсутствие, Украина набрала лишь 25, расположившись в самом конце списка, рядом с Нигерией, Гвинеей, Киргизстаном и Парагваем.
Елена Шкарпова, Максим Бутченко, Татьяна Кривенко